В длине Хурбы появились расхождения
Планы модернизации аэропорта Комсомольска-на-Амуре потребовали стыковки
Гендиректор аэропорта Комсомольска-на-Амуре (Хурба) Леонид Гамей сообщил о возможной проблеме в связи с готовящейся модернизацией объекта. Минобороны, которое использует аэропорт вместе с гражданским АО, запланировало удлинять его взлетно-посадочную полосу до 3 км, а Минтранс запланировал ее реконструкцию в нынешней длине, причем лишь в 2019-2020 годах. Господин Гамей предложил объединить проекты и в итоге построить дополнительную полосу в 3,2 км. Краевые власти уже в курсе проблемы и обратятся за помощью в Росавиацию, заверяют источники „Ъ“.
Аэропорт Комсомольска-на-Амуре (Хурба, Комсомольский район) в связи с перспективой создания в городе территории опережающего развития «должен стать важным транспортным мостом в другие регионы страны», заявил во вторник на заседании общественного совета при инвесткомитете правительства Хабаровского края гендиректор АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» Леонид Гамей. Однако для проведения реконструкции необходимы крупные вложения, сделать которые фактически невозможно. «На сегодняшний день возникла проблема. Минобороны планирует реконструкцию существующей полосы с ее удлинением до 3000 м, при этом в схеме реконструкции гражданский сектор полностью исключен»,— рассказал представитель аэропорта. Сумма, которую военные предполагают потратить на объект, ведомством не раскрывается.
• Аэропорт Хурба с 1970-х годов является аэропортом совместного базирования с Минобороны. Уставным капиталом АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» в размере 34,7 млн руб., принадлежащим РФ, распоряжается ТУ Росимущества, в 2015-2016 годах компания должна быть приватизирована. Максимум перевозок в аэропорту был достигнут в 1991 году — 356 тыс. пассажиров и 63 тыс. т грузов. После падения объемов производства в Комсомольске-на-Амуре обороты аэропорта неуклонно снижались, составив в 2009 году всего 15 тыс. пассажиров и 643 т грузов. По итогам 2014 года пассажиропоток возрос до 32 тыс. чел. и 3,6 тыс. т грузов в год. Имеет допуски на прием Airbus A-319 и А-320, Boeing 737 и 757, Dash-8, L-410, Sukhoi SuperJet-100.
Прямые круглогодичные рейсы из Комсомольска-на-Амуре на Москву выполняет только «ВИМ-авиа», с лета полеты может начать выполнять «Трансаэро». Маршрут включен в перечень субсидируемых государством перелетов с Дальнего Востока в центр страны и обратно. Полеты на Южно-Сахалинск и во Владивосток также могут субсидироваться из федерального бюджета, с лета их должна начать выполнять АК «Аврора». С осени 2014 года прямые регулярные перелеты на Хабаровск выполняет региональное КГУП «Хабаровские авиалинии».
Господин Гамей объяснил, что разрешить проблему возможно только через синхронизацию планов военных и гражданских. Реконструкция аэродромного хозяйства Хурбы еще в начале 2000-х была включена в ФЦП развития транспортной системы РФ, однако финансирование пока так и не выделялось. Все это время аэропорт не был включен в официальный перечень аэропортов совместного базирования, что создавало проблемы для гражданского предприятия. Включения в список удалось добиться лишь в 2014 году.
В 2013 году после корректировки программы сроки проектирования реконструкции Хурбы были сдвинуты на 2018 год, строительства — на 2019-2020 годы. Однако для начала работ нужно, чтобы объекты приняла на баланс ассоциация гражданских аэродромов РФ, сказал Леонид Гамей. «Мы стояли в ФЦП на начало проектирования в 2015 году. Но у нас с Минобороны не было определено, чья же это полоса. В прошлом году определились, вышло постановление правительства России. Сейчас нужно все это усиливать через Росавиацию»,— призвал Леонид Гамей.
Согласно ФЦП развития транспорта, реконструкция взлетно-посадочной полосы Хурбы, перрона, рулежных дорожек и светосигнального оборудования обойдется в 3,08 млрд рублей, из них 2,9 млрд руб. должен предоставить федеральный бюджет. Но все работы предполагается вести на существующей 2,5-километровой полосе, тогда как военные намерены удлинять полосу до 3 км. «Прошу общественный совет содействовать объединению финансирования Минобороны и Минтранса и строительству новой ВПП параллельно существующей с длиной не менее 3200 метров. Это позволит нам стать аэропортом класса А и принимать любые воздушные суда»,— заявил топ-менеджер.
«Без современного аэропорта говорить о развитии города бессмысленно»,— согласился коммерческий директор «Первого канала» Петр Шепин, возглавляющий общественный совет при инвесткомитете. «ВПП и нормальный аэропорт — ключевое условие для судьбы ТОР»,— поддержал его вице-президент фонда «Сколково» Сергей Жуков, являющийся зампредом совета. Он посоветовал разработать «более широкую концепцию», предусматривающую не просто расширение аэропорта, «но и создание вокруг него технополиса». «Проталкивать эту идею я не чувствую себя в состоянии, есть другие заботы. А собрать экспертов, чтобы обосновали полосу и развитие научно-технического центра — это другое дело. Сделать интересную концепцию мы бы смогли»,— отметил он.
Первый зампред правительства региона Николай Брусникин предложил обратиться от имени общественного совета в авиакомпании и в органы власти, озвучив данную проблему. Источник, знакомый с ситуацией, пояснил вчера „Ъ“, что в феврале совещание по перспективам развития аэропорта уже проводил глава региона Вячеслав Шпорт и данная ситуация обсуждалась. «По итогам совещания было поручено добиваться ускорения работ по Хурбе и через Минвостокразвития и Росавиацию просить сдвинуть сроки проектирования — власти региона хотят, чтобы оно стартовало уже в 2015 году»,— говорит собеседник „Ъ“.
Получить комментарии Минобороны и Росавиации на момент сдачи номера в печать „Ъ“ не удалось.