Петр Порошенко помогает Москве избежать санкций

Отвод тяжелых вооружений в Донбассе лишает аргументов сторонников ужесточения давления на РФ

Генштаб вооруженных сил Украины объявил о начале отвода тяжелых вооружений (100-миллиметровых орудий) от линии соприкосновения в Донбассе. Это решение было принято по итогам совещания, которое президент Петр Порошенко провел с руководителями силовых ведомств. Международный обозреватель “Ъ” МАКСИМ ЮСИН оценивает последствия этого шага.

Во-первых, именно сейчас, после заявления Петра Порошенко, можно сказать, что перемирие, о котором договорились в Минске 12 февраля, начало воплощаться в жизнь. До сих пор оно существовало лишь на бумаге, на деле же в Донбассе продолжалась война. До падения Дебальцево — интенсивная, после него — вялотекущая. А односторонний отвод тяжелого вооружения, о котором объявили ополченцы ДНР и ЛНР, ни на Западе, ни в Киеве всерьез не воспринимали.

Во-вторых, приказ Генштаба свидетельствует о том, что в украинском руководстве верх взяли реалисты и прагматики. Они пришли к выводу: деэскалация в Донбассе важнее для страны, чем продолжение вялотекущей войны в надежде на то, что Запад возложит вину за это на РФ и введет против нее новые санкции. Судя по всему, одним из факторов, повлиявших на решение Киева, стал обвал гривны и валютная паника. Вторым фактором эксперты называют опасения, что МВФ может отложить выделение Украине стабилизационного кредита до тех пор, пока не закончатся боевые действия.

В-третьих, можно констатировать, что тактика ополченцев и стоящей за ними Москвы в значительной мере сработала. Вначале была решена неотложная военная задача (взятие Дебальцево), а только потом начался взаимный отвод тяжелых вооружений. Это можно расценить как фактическое признание Киевом новой линии разделения с учетом исхода боев за Дебальцево.

В-четвертых, взаимный отвод тяжелых вооружений, если его подтвердят наблюдатели ОБСЕ, создаст дополнительные проблемы для сторонников серьезного ужесточения антироссийских санкций в США и ЕС. Конечно, с их точки зрения, штурм Дебальцево по-прежнему остается поводом для наказания Москвы. Но теперь диспозиция меняется. И даже если вопрос о новых мерах воздействия на РФ будет вынесен на рассмотрение руководства стран ЕС, приверженцы «мягкого подхода» получили веские аргументы. И, вполне вероятно, они сумеют настоять на символических шагах, не наносящих серьезного ущерба российской экономике и не подрывающих надежд на примирение в Донбассе. При наилучшем для Москвы сценарии вопрос о новых санкциях вообще будет отложен.

Максим Юсин


«Президент Путин пообещал оказать влияние на сепаратистов»

19 февраля «нормандская четверка» в телефонном разговоре обсудила ситуацию на Украине. Лидеры России, Украины, Франции и Германии — президенты Владимир Путин, Петр Порошенко, Франсуа Олланд и канцлер Ангела Меркель — пришли к выводу, что меры, принятые по выполнению Минских соглашений, снизили интенсивность боевых действий в Донбассе. Главы государств договорились о проведении в ближайшее время переговоров по линии МИДов четырех стран. Читайте подробнее

Кто чем поступился по итогам минских переговоров

Марафонские переговоры в Минске привели к подписанию документа о «комплексе мер по выполнению минских соглашений», предусматривающего прекращение огня и отвод тяжелой техники, оговаривающего статус «мятежных регионов» в составе Украины, а также конституционную реформу, которую должен провести Киев. «Ъ» попытался определить, на какие уступки пошли Украина, Россия и ополченцы и какие спорные вопросы до сих пор остаются непроясненными. Читайте подробнее

Вся лента