Дочка матери
Lanvin чествует свою хозяйку
В Музее моды Парижа Palais Galliera 8 марта открывается выставка "Жанна Ланвен" — первая ретроспектива, посвященная основательнице старейшего французского модного дома Lanvin, который продолжает праздновать свой 125-летний юбилей. "Мадам", как ее называли при жизни, насторожил бы такой масштаб, и почти наверняка она попросила бы убрать свое имя из названия выставки. Ведь даже на двери ее рабочего кабинета в историческом здании на 22, Faubourg Saint Honore висела простая табличка — Madame.
Строгое, с крупными чертами лицо, на котором улыбались только глаза. Сильная фигура, аскетичные черно-белые одежды. Волосы всегда скромно забраны на затылке, кроме жемчужной нити, никаких украшений и никаких широких жестов — у этой женщины все и всегда было под контролем. Насколько эмоциональными и яркими были ее платья, настолько сама она была сдержанной и не любила привлекать внимания к своей персоне. И пусть на соседней улице Cambon искусная создательница мифов и легенд Мадемуазель Шанель уже вовсю утверждала моду на культы личности и была, как бы сегодня сказали, лицом марки, у Мадам Ланвен на первом плане неизменно оставались только ее платья, на мифы у нее просто не было времени. А у нынешнего креативного директора Альбера Эльбаза нашлось: спустя век он решил показать истинное — прекрасное и элегантное — лицо Lanvin.
В семье газетного журналиста Жанна Ланвен (1867-1946) была старшей из одиннадцати детей. Когда ей было 13 лет, родители пристроили ее ученицей в одну из парижских шляпных мастерских. Поменяв несколько наставников, она очень быстро научилась делать собственные модели. Затем уехала в Барселону, где поработала у известной модистки Валенти, а в 1889 году вернулась в Париж и на скромные сбережения открыла свое ателье по пошиву шляп. Будь то оригинальные тюрбаны и треуголки или модные шляпы с низкой тульей и широкими полями, украшенные лентами или перьями,— любые головные уборы за подписью Lanvin имели успех. В 1897 году у нее родилась дочь Маргарет-Мари-Бланш, и это стало переломным моментом в ее жизни и карьере.
"В первый рабочий день в Lanvin мне показали логотип, на котором были изображены мать с дочерью,— вспоминает Альбер Эльбаз.— В нем заключен весь смысл и характер дома". Знаменитый черно-белый рисунок Поля Ириба — экс-любовника Шанель, сделанный по семейной фотографии Жанны Ланвен с ее обожаемой Маргарет в карнавальных платьях, сопровождает дом с 1924 года. Он же будет перенесен на флакон первых духов Lanvin Arpege, посвященных опять же дочери.
Материнская любовь стала для Жанны Ланвен главной движущей силой. Жизнь для Маргарет и ради нее. Как и все матери, она хотела дать своей дочери все самое лучшее — воспитание, образование и, конечно, наряды. И тогда она начала их шить. Длинные платья-туники с уже наметившейся фирменной заниженной талией Lanvin, изящные курточки с золотистой отделкой, тюлевые изящные рубашечки — каждое появление маленькой модницы в свете производило фурор. "Платье как у Маргарет" стало синонимом вкуса. Так, в 1908 году Жанна Ланвен открывает в своем магазине детский отдел: теперь она не просто модистка, но кутюрье. Девочка быстро растет, а вместе с ней и дом Lanvin. Спустя всего год будет запущена женская линия одежды и наряды для дебютанток и следом — свадебные платья и мех.
Стиль Lanvin определился с первых коллекций. Ее платья отличали четкость силуэта, эффектные детали, игра с тканями и текстурами, вышивка, а также непременная отделка сутажем и бисером. Наряды Ланван, как картины любимых ею фовистов, нельзя было не запомнить. "Красивый синий, красивый красный, красивый желтый", писал о фовизме Матисс. Цвета, "которые будоражат чувства до глубин", она и использовала в своих коллекциях, что не отменяло, впрочем, и оттенков серого, и графичных сочетаний черного и белого. Но фирменным цветом Lanvin стал голубой. Француженка подглядела его на полотнах и досках итальянского живописца раннего Возрождения Фра Беато Анджелико.
"Платье Lanvin", "стильное платье Lanvin" — изящная ностальгия по XVIII веку — задавало тон веку XX, вплоть до 1920-х годов. Ланвен корректировала пропорции, линии, но оставалась верна пышной юбке. В то время как Шанель воспевала свободу и резала длину, Ланвен создавала все новые романтические лифы-корсеты, украшенные рюшами, и шляпы с лентами а-ля пастушка. Меняться она не хотела. Пусть ее поклонницы к обеду надевают "маленькое платье" Мадемуазель, главное, что к вечернему чаю они все равно выходят в "стильном платье" Мадам. Своим принципам она осталась верна и в 1930-х. Ушли рукава, смягчился лиф, появился разрез, длинная юбка по-прежнему правила бал. "Во всем должна быть соблюдена мера, я не допускаю излишеств, но и не терплю убожества: обедненный, аскетичный силуэт столь же неприемлем для меня, сколь и тяжеловесная, бьющая в глаза роскошь",— объясняла она в интервью Vogue.
Среди поклонниц Lanvin — высший парижский свет: баронесса Ротшильд, принцесса де Фосиньи-Люсенж, актрисы Габи Морлан, Валентина Тесье и Элен Пердьер. Костюмы ей заказывает Комеди Франсез, а в 1938 году она награждена орденом Почетного легиона — высшим знаком официального признания особых заслуг во Франции.
Жанна Ланвен работала практически до последних дней своей жизни. Она умерла в 1946 году, в возрасте 79 лет. Во главе модного дома встает не кто иной, как ее дочь: за эти годы она стала оперной певицей, удачно вышла замуж и сменила имя на Мари-Бланш де Полиньяк. Однако в истории Lanvin она навсегда останется той маленькой Маргарет в пышном платье с черно-белого рисунка Поля Ириба.