Скелетон человека
J12 Skeleton Flying Tourbillon от Chanel
19 марта откроется для посетителей BaselWorld — главная часовая выставка года, проходящая в швейцарском Базеле. Фирмы, соревнуясь в сложности механизмов и богатстве декоративного оформления, впервые покажут публике свои новые модели. Обычно до дня открытия выставки все главные премьеры хранятся в строжайшей секретности, которой позавидовали бы иные спецслужбы, а представляются только так называемые модели Pre-Basel — этакие тизеры к премьерному показу. Но для "Ъ Стиль Подарки" Chanel Horlogerie сделала исключение, продемонстрировав заранее одну из главных премьер — J12 Skeleton Flying Tourbillon.
Новые часы — продолжение начатой в 2000 году истории. Тогда занимавший пост креативного директора Chanel Жак Элле решил привлечь к марке мужскую аудиторию. Появление чисто мужской модели было бы в рамках дома Chanel странным — и Элле сделал ставку на унисекс. Задача была создать легкие и прочные спортивные часы, которые при этом еще и стильно выглядели бы, а не были бы похожи на перегруженный индикациями наручный компьютер. Так появились J12, название было взято из яхтенного мира: J-класс — это обозначение для восстановленных классических яхт, участвовавших с 1930 по 1937 год в Кубке Америки, и их реплик, а 12 — подкласс 12-метровых лодок.
С появлением J12 в часовую моду входит керамика, ранее не считавшаяся материалом, который достоин благородного часового собрания. Chanel заставляет часовой мир изменить свой взгляд на этот прочный и одновременно легкий материал. Совершить революцию марке помогает собственное производство — в 1993-м компания приобрела фабрику G&F Chatelain, ранее изготовлявшую для Chanel корпуса, браслеты, застежки и осуществлявшую сборку, и изменила направление ее деятельности — с 1993-го на G&F Chatelain начали разрабатывать новые технологии производства керамических элементов. И представленные в 2000-м J12 стали своеобразным отчетом о проделанной работе.
С момента первого представления J12 Chanel не раз меняла внешний вид часов, прежде всего экспериментируя с керамикой: впервые появившиеся в черном, в 2003-м J12 оделись в белый, а в 2011-м — предстали в сером металлике керамики chromatic (в ее состав входит окись титана).
Но менялся не только внешний вид. J12, изначально оснащенные автоматическими калибрами, обзаводились новыми интересными механизмами. Так, в 2005-м был представлен первый турбийон, в 2008-м — разработанный совместно с Audemars Piguet J12 Calibre 3125 с автоматическим механизмом на базе одемаровского 3120. Самые интересные с технической стороны модели стали результатом сотрудничества с принадлежащим Audemars Piguet часовым ателье Renaud & Papi. Именно Джулио Папи придумал техническое решение для J12 Retrograde Mysterieuse с вертикально расположенной заводной головкой и секторным указателем минут (расположенная на "3 часах" головка мешала привычному движению минутной стрелки, и Папи решил отправить ее "в объезд" — 50 минут стрелка движется в обычном направлении на своей обычной скорости, а 10 — в ускоренном в пять раз режиме в направлении "против часовой стрелки").
Новые J12 Skeleton Flying Tourbillon (две лимитированные серии по 20 экземпляров с бриллиантами классической огранки или багетными бриллиантами по ободку корпуса) — это снова результат сотрудничества с Renaud & Papi. Основой для новой модели стал представленный в 2014-м J12 Flying Tourbillon с кареткой турбийона, декорированной фирменной кометой. Тот в свою очередь был прямым потомком — в том, что касается идеи,— Premiere Flying Tourbillon с турбийоном, декорированным камелией.
В нынешнем году механизм на переправе не сменили — за ход часов отвечает проверенная J12 Flying Tourbillon лошадка: калибр с механическим заводом и 40-часовым запасом хода, созданный в сотрудничестве с Renaud & Papi. Но сама скелетонизация уже является усложнением. В Chanel решили не создавать классический скелетон, а лишь приоткрыть отдельные части механизма. Сыграть на контрасте черного и белого, высокотехнологичной керамики и благородных золота и бриллиантов. Корпус и браслет выполнен из черной матовой керамики, на ее фоне сияют детали из полированного золота, украшенные бриллиантами стрелки и ободок, и сам центр композиции — комета на турбийоне, украшенная 30 бриллиантами. И эти часы с вращающейся в технократичном мире шестеренок бриллиантовой кометой — стопроцентный часовой унисекс с подобающим универсальным диаметром корпуса 38 мм.
"Идея J12 Skeleton Flying Tourbillon появилась только в середине 2013 года!"
Большая премьера этого года — скелетон J12 Skeleton Flying Tourbillon, или даже точнее — часы openworked, так как они не настолько "прозрачны", как скелетон в привычном смысле слова. Почему вы решили открыть механизм, но не делать часы слишком открытыми?
Мы решили сделать нетрадиционный скелетон прежде всего потому, что мы хотели достичь архитектурного эффекта, трехмерности, но мы не хотели, чтобы сквозь часы было видно руку. Нам не кажется это слишком эстетичным. В J12 задняя крышка прозрачна, но участки, которые можно видеть насквозь, очень малы.
Над такими сложными часами вы всегда работаете с Джулио Папи (Renaud et Papi). Когда начался этот проект? И чья была идея — инициатива исходила от вас или, может, Джулио предложил такой ход?
Мы довольно быстро осуществили этот проект: идея появилась только в середине 2013 года! Инициатива исходила от нашего дизайн-бюро. Почему удалось так быстро? Думаю, первая причина в том, что механизм, созданный для нас Джулио, уже прошел проверку временем. Мы не разрабатывали новый калибр или модуль для него, а просто по-новому его обыграли. Что, конечно, проще. Ну а кроме того, 3D-принтеры так сильно меняют нашу жизнь! Раньше нам бы пришлось сделать прототип часов, всех компонентов, чтобы понять, как это будет выглядеть. Потом, возможно, все переделать заново, а потом, не исключено, и еще разок. Сейчас же все можно распечатать на 3D-принтере: в реальном размере, в увеличенном, чтобы лучше разглядеть все детали... И ты сразу можешь оценить и объем, и глубину, и пропорции... Ты экономишь огромное количество времени. Я бы сказал, что мы экономим до полугода работы благодаря новым технологиям.
Какова была идея? Она сильно изменилась во время работы?
Мы хотели представить версию скелетона в духе Chanel. Чтобы она была архитектурной, мы использовали покрытия pvd и dlc и керамику — это усилило эффект "многоэтажности" механизма. Я бы не сказал, что идея сильно изменилась за время работы, мы сразу нащупали верное направление. Мы сделали 3-4 разные версии дизайна и выбрали из них лучшую.
Корпус и браслет J12 Skeleton Flying Tourbillon выполнен в классической для Chanel черной керамике. Несколько лет назад вы начали экспериментировать с поиском новых цветов, отличных от черного и белого. Но потом сказали, что прекратили эксперименты с поиском новых оттенков. Не передумали?
Никогда не говори никогда, конечно. Но пока нам достаточно синего и нашего фирменного chromatic, который мы сделали в рамках этих экспериментов с цветом. Просто с цветом керамики есть одна проблема: часто цветная керамика выглядит как пластик, смотрится дешево. Мы много экспериментировали, но многие попытки отвергались на стадии разработки как неудачные. Я бы не стал использовать такую для корпуса или браслета. Плюс часы не должны выходить из моды быстро, цвет не должен надоедать. Хотите цветов — покупайте Swatch, у них хорошо получается создавать яркие часы. Но это просто модный аксессуар, J12 же часы, которые должны радовать долгое время.
Первые часы — Premiere — были созданы Chanel в 1987-м, тогда же, собственно, зародилось все часовое направление Chanel. У вас грядет юбилей менее чем через два года. Уже готовитесь?
Да, нам будет 30 через два года — и это прекрасный возраст. Но пока это не столь серьезный возраст, чтобы отмечать его как, например, Patek Philippe свое 175-летие в прошлом году. Юбилей — способ рассказать историю. Для нас это история того, что Premiere почти не менялся за годы и остался современными часами, не стал анахронизмом; что J12 изменил взгляд на то, что есть часы унисекс, спортивные часы, часы из керамики. У нас есть свое видение часового мира, им и хочется поделиться.