И днем и ночью

Le Jour et la Nuit от Parmigiani Fleurier и Lalique

АННА МИНАКОВА

В ювелирных украшениях, увлекавших Рене Лалика в начале XX века, и интерьерных объектах из серебра, меди, стекла, слоновой кости, полудрагоценных и поделочных камней то и дело встречаются валькирии и нимфы, женщины в танце и в неге, богини, выходящие точно Афродита из пены. Мужские фигуры попадаются реже и почти всегда рядом с женскими: так, кентавр Несс предстает с похищенной им Деянирой, другая пара будто бы замирает за секунду до страстного поцелуя. Еще одна пара названа "День и ночь" (Le Jour et la Nuit). Женская фигура здесь символизирует ночь, а мужская — день. Эти обнаженные — персонажи настольных часов 1926 года, созданных Лаликом в нескольких вариантах: с разного цвета стеклом и подставками из дерева или металла. Сей объект высотой 37,5 см был оснащен часами французской фирмы Leon Hatot (Леон Ато и Рене Лалик не раз создавали вместе интерьерные часы).

На SIHH 2015, ежегодном женевском Салоне часового искусства, была представлена новая версия этой знаменитой модели. И создана она была уже совместно со швейцарской мануфактурой Parmigiani Fleurier — партнером современного Lalique с 2013 года (компании тогда выпустили настольные часы Pendulette 15 jours Edition Speciale Lalique). Новые Le Jour et la Nuit — одновременно и дань традиции, и современное переосмысление истории Lalique. За традиции отвечала Lalique. Мастера компании по образу и подобию часов 1926 года при помощи стальной формы отлили новый корпус с использованием прозрачного стекла для женской фигуры и матового — для мужской. Именно чередование сатинированных и полированных поверхностей представляет особенную сложность в производстве. Новые Le Jour et la Nuit созданы в двух цветовых вариантах: "Змея" (Serpent) выполнена в янтарном хрустале и отсылает к одному из цветовых решений оригинальных часов 1926 года, "Солнце Геи" (Soleil de Gaia) же создано в хрустале прозрачном (среди исторических часов таких не было — кроме янтарного они существовали в синем и дымчато-сером). Высота новых часов — 39 см. Но это, разумеется, не главное новшество.

Современным переосмыслением исторического объекта занялись уже в Parmigiani Fleurier. Часы оснащены калибром PF 347 — одним из первых созданных Мишелем Пармиджани под брендом Parmigiani Fleurier. У этого механизма двойной барабан, обеспечивающий практически абсолютную точность (отклонение не более плюс-минус четыре секунды в день) индикации часов, минут и секунд вне зависимости от уровня запаса хода (он, кстати, составляет восемь дней). Интересен механизм не только с технической стороны — он еще и прекрасно декорирован: гильошированными деталями, украшенными эмалью мостами и золотыми винтами.

Циферблаты по сравнению с моделью 1926 года тоже были усложнены. Мастера Parmigiani Fleurier выполнили их в технике мозаики. В "Солнце Геи" фоном стал сердолик, на котором выложены расходящиеся от центра перламутровые лепестки. Для создания мозаики на камень сначала наносились контуры будущего рисунка, потом каждый лепесток вырезался под размер. Другая хитрость — нанесение прозрачного лака на перламутр для того, чтобы сквозь него не проступал фон.

Еще сложнее циферблат "Змеи". Перламутровые змеи, знаковые персонажи работ Лалика, в этой мозаике трехмерны: их головы и хвосты возвышаются над туловищами, а вся конструкция — над выполненным из золота основанием циферблата. Обнаженные фигуры и змеи в Le Jour et la Nuit словно отсылают к известному библейскому сюжету. И пусть тут нет яблок, а тварей аж три, эти "День и ночь" — настоящее искушение.

Разработка, конструирование и изготовление Le Jour et la Nuit потребовало от мастеров двух компаний 2160 часов работы, результат которой был оценен в €350 тыс. Каждая из моделей создана в единственном экземпляре. А оттого эти два объекта куда большая редкость, чем часы 1926 года, выпущенные пусть и небольшой, но серией.

Вся лента