Утилизация больше не заводит
Господдержка перестала стимулировать спрос на машины
Из-за резкого роста цен на автомобили эффективность госпрограммы утилизации резко снизилась. За январь--февраль в ее рамках было реализовано лишь 16 тыс. машин, хотя изначально Минпромторг рассчитывал, что дополнительно выделенные 10 млрд руб. обеспечат в начале года продажу 170 тыс. автомобилей. Участники рынка согласны, что сейчас размер утилизационной скидки стал "невесомым" (на уровне 5% от цены автомобиля), особенно для локализованных иномарок. Но прекращение программы автодилеры считают еще более опасным для рынка.
"Ъ" стали известны итоги госпрограммы обновления автопарка с начала года по 22 февраля. По данным Минпромторга, за этот период на утилизационные продажи пришлось всего 16 тыс. машин; в программе участвовали 15 автопроизводителей; при сдаче старых автомобилей в утиль продано 59,9% машин, через trade-in — 40,1%. Данных об общих продажах автомобилей в России за февраль нет, но, по подсчетам Ассоциации европейского бизнеса, в январе реализовано 115,3 тыс. легковушек и LCV (падение на 24%), то есть доля продаж по программе за два месяца даже от январских показателей составила лишь 14%.
Программа утилизации была запущена в сентябре 2014 года, в ней участвуют легковые машины, LCV и грузовики российской сборки, скидки составляют 40-350 тыс. руб. До конца года государство потратило на программу 12,9 млрд руб., было продано около 200 тыс. машин (то есть около 50 тыс. штук в месяц). На продолжение программы в первом квартале выделено 10 млрд руб., Минпромторг рассчитывал на продажи около 170 тыс. машин. Но производители возобновили программу ближе к середине января, у некоторых (например, Ford и GM-АвтоВАЗ) она заработала с февраля. Антикризисные меры предусматривают возможность выделения еще 10 млрд руб. на второй квартал.
В Минпромторге считают, что программа остается эффективной, но источники "Ъ" на рынке говорят, что на фоне сокращения расходов бюджета в отрасли обсуждается возможность непродления программы. Многие участники рынка признают, что сейчас программа не столь эффективна в силу роста цен на машины (на середину января по ряду брендов — до 50%, в среднем — 15-20%) и кредитных ставок. В ГК "Автомир" сообщили "Ъ", что, по предварительным данным, за два месяца по программе продано лишь 1,6% от общего объема. По оценкам президента ГК "Фаворит Моторс" Владимира Попова, на утилизационные продажи приходится около 15% от общих продаж брендов, участвующих в программе. По данным источников "Ъ", из-за роста цен размер скидки сократился в среднем с 10% до 5% и стал "абсолютно невесомым" для локализованных иномарок.
Но ни дилеры, ни автоконцерны не хотят отмены программы. Владимир Попов подчеркивает, что "утилизация все равно остается основным эффективным инструментом". По его мнению, необходимо проиндексировать скидки, привлечь к участию новые марки и сделать ставку на trade-in. По подсчетам одного из источников "Ъ", повысить эффективность программы могло бы увеличение скидки в 1,5-2 раза. В "Соллерсе" и группе ГАЗ называют утилизацию единственным стимулирующим инструментом поддержания продаж.
В АвтоВАЗе добавляют, что сейчас "крайне важно предоставить потенциальным покупателям автомобилей возможность кредитования". По данным "Ъ", вопрос о возобновлении программы льготного автокредитования (завершена в 2013 году) прорабатывается в Минпромторге, но конкретных решений нет. По словам источников "Ъ", в среду на совещании в Минпромторге Ассоциация российских автодилеров предложила субсидировать 2/3 процентной ставки, при этом банки "необходимо ограничить в возможности повышения ставок". Но Минпромторг неоднократно заявлял о том, что в текущих условиях мера неэффективна. С тем, что в льготном автокредитовании сейчас нет большой необходимости, согласен и Владимир Попов: "При текущих ставках 20-27% обычное розничное кредитование недоступно, субсидирование ставок не спасет ситуацию, а кэптивные банки продолжают предлагать 9-12%". Но другой собеседник "Ъ" на рынке уверен в необходимости льготного автокредитования.
Совмещение двух программ — одна из главных идей большинства участников авторынка. Сергей Литвиненко из PricewaterhouseCoopers согласен, что это позволит не ограничивать покупателей в цене и поддерживать не только низкобюджетные марки. Впрочем, по мнению источников "Ъ", запуск двух программ при бюджетной экономии сложно реализуем.