"Нужно еще решить, зачем министерство информации как таковое"

В России может появиться министерство информации. С предложением выступили распространители печатной продукции. По их мнению, создание подобной структуры поможет бумажным СМИ, многие из которых сейчас терпят убытки. Политолог, специалист по политической культуре СМИ Виктор Сидоров ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Натальи Ждановой.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Автор идеи, председатель правления ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин привел в пример Белоруссию, где министерство информации уже создано.

— Вы видите смысл в создании такого министерства, учитывая, что у нас есть, в общем, и профильные министерства, и Роскомнадзор? Зачем нужно еще дополнительную структуру создавать?

— Я понимаю, что авторы идеи довольно уважаемые люди, но, с моей точки зрения, это бессмысленно. Это напоминает ситуацию, что у нас река обмелела, пароходы не ходят, но давайте построим побольше пристаней, вдруг наладится и пароходы пойдут.

— А чем теоретически могло бы заниматься это министерство?

— Во-первых, нужно еще решить, нужно ли его создавать, и зачем в принципе министерство информации как таковое. У нас есть другие профильные структуры, организации — это раз. Во-вторых, сегодня средства массовой информации должны представлять самоорганизующийся бизнес — это вторая сторона вопроса. Третья сторона вопроса, которую надо решать, — решать эффективную поддержку государства тем СМИ, которые находятся в дальних городах, небольших очень городках, потому что там требуется своя газета, предположим, там требуется своя небольшая радиосеть — это средства коммуникации, средства общения людей, это средства приобщения людей к общественной жизни и сопротивление атомизации личности человека в нынешнем обществе.

Еще один момент — давайте учтем, в какое время мы живем с вами, время, когда информационные процессы ушли во многом в интернет-пространство, в сетевое пространство. Это реальность, с которой надо считаться, и просто так: давайте заплаточку пришьем, сделаем, вдруг у нас все наладится. Не наладится, надо учесть новые факторы, надо поддержать газеты, кстати, я очень люблю газеты, я подписчик газет. Но в то же время я реалист: где я покупаю газеты, на которые не подписан? Я иду в метро, у нас в Петербурге "Первая линия", киоск на каждой станции метро практически, я захожу и нужную газету беру.

— Другая сторона этой темы — вам не кажется странным, что эта новость о создании министерства информации в России появилась сразу после того, как на Украине решили создать некие информационные войска? Можно ли предположить, что это симметричный ответ, и что изначально предполагается, что это министерство информации будет заниматься неким цензурированием СМИ и пропагандой?

— Во-первых, для того, чтобы так утверждать, мне нужно иметь какие-то документы, за которые можно зацепиться. Аналогия присутствует, да, момент такой избран, настораживает, но не более того. Надо иметь серьезные доказательства, в конце концов, это публичное обвинение: "вы создаете для того, чтобы была какая-то машина для одиозной пропаганды" и так далее, но этого я не знаю, я занимаюсь наукой.

— Никто не знает, мы просто сопоставляем факты и смотрим, в каком контексте появляется то или иное сообщение.

— Контекст не очень хороший, я согласен с вами, но в то же время я могу сказать: здесь могут быть совершенно иные побудительные причины, потому что, судя по информации, которая появилась, посыл идет и со стороны бизнес-сообщества.

Вся лента