"Россия готова более активно привлекать китайских инвесторов к энергетическому сектору"
Китайские компании могут получить контрольные пакеты российских стратегических месторождений нефти. Об этом заявил вице-премьер Аркадий Дворкович на Красноярском экономическом форуме. По его словам, сейчас для такого шага нет политических препятствий. На связи со студией "Коммерсантъ FM" заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев.
Однако речь не идет о шельфовых месторождениях, где иностранные компании могут быть только миноритариями, подчеркнул Дворкович. Вице-премьер добавил, что пока соответствующих запросов от китайских партнеров не поступало.
— Скажите, это заявление — это заявление о намерениях, в первую очередь, или под ним есть какие-то экономические основания, есть какие-то экономические расчеты? Как вы считаете, насколько это выгодно обеим сторонам?
— Вы знаете, что у Китая есть интерес к нашим ресурсовым позициям не только в области нефти, но и в области других полезных ископаемых, известно давно. Китайские партнеры, кстати, иногда в неофициальном формате жалуются, особенно это было в прошлые годы, что, несмотря на дружбу, на партнерство, Россия немножко жадничает и не совсем готова допускать китайские компании к получению контроля в той или иной степени над месторождениями, над крупными такими нефтяными ресурсами. С другой стороны, мы видим, что в последний момент международная обстановка и сложности во взаимоотношениях с европейскими и американскими партнерами в какой-то степени подтолкнули к более активной позиции в отношении Китая, и действительно, это заявление, которое сейчас прозвучало, идет в русле того, о чем говорил Путин. Пару месяцев назад он заявил о том, что Россия готова более активно привлекать китайских инвесторов к энергетическому сектору.
— О каких месторождениях может идти речь, есть какие-то у вас предположения?
— Пока трудно сказать. Я опять же подчеркиваю, что речь идет в целом о том, что меняется на глазах отношение российской власти к сотрудничеству с Китаем, дается сигнал китайским компаниям. Я думаю, конкретные списки должны исходить от китайской стороны. Но здесь я бы отметил такой парадокс, что именно в тот момент, когда Россия готова повернуться к китайским компаниям, в самом Китае сейчас крупнейшие три нефтяные компании объявили о снижении планов инвестиций, имеется в виду не в России, а в целом, и в Китае, по всему миру, в связи с падением цен на нефть и в связи с тем, что в самом Китае сейчас ведется такая антикоррупционная кампания, и серьезное давление испытывают эти три государственные нефтяные корпорации, которые в прошлом были фактически государствами в государстве, а теперь их проверяют дисциплинарные органы, и они сейчас боятся лишний раз какое-то лишнее телодвижение совершить.
— Не факт, что такие инвесторы вообще найдутся китайские?
— Я думаю, что должны найтись, но не нужно ожидать, что сразу хлынет поток китайских капиталов. В принципе, в долговременном плане Китай давно ждал этого момента, когда можно прийти сюда и здесь тоже получить определенные ресурсы, Китай, кстати, в других странах СНГ, в Казахстане, в частности, в других странах Центральной Азии, уже сильно продвинулся в этом отношении. И к России есть интерес, но в ближайшие недели и месяцы мы вряд ли увидим, что хлынет поток капиталов именно по тем причинам, что сам Китай сейчас проводит такую политику реструктуризации в отношении нефтяного рынка и, в частности, будут подвижки в этой сфере.