К кризису применят научный подход
Центр управления реформами создают в Ульяновской области
При правительстве Ульяновской области будет создан Центр управления реформами. Такую задачу по формированию системы стратегического управления поставил губернатор региона Сергей Морозов. Центр в качестве управляющей компании должен будет объединить ряд научных и экспертных коллективов, работающих при облправительстве, с целью координации и планирования реформ. Эксперты считают, что предложенный губернатором переход от ситуативных методов управления к проектным должен быть «весьма эффективным», если целью будут не реформы сами по себе, а конкретные результаты.
Задачу создать региональный Центр управления реформами (ЦУР) поставил во вторник на аппаратном совещании регионального правительства губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. По его словам, центр должен стать своего рода «единой управляющей компанией», которая объединит под собой различные научные и экспертные сообщества, работающие при областном правительстве. «Мы достаточно последовательно движемся именно к этой системе, создали в 2014 году НИИ истории и культуры имени Карамзина, который кроме регионоведения занимается вопросами реформ в сфере гуманитарных отношений, мы приняли решение создания НИИ проблем региональной экономики, создаем Агентство передовых технологий и идей, у нас есть областной экспертный совет и правительственная комиссия по модернизации экономики. Считаю, что пришло время окончательно все это объединить Центром управления реформами», — сказал губернатор. Предполагается, что основой ЦУРа станет переформатированное сегодняшнее экспертно-аналитическое управление, работающее в структуре администрации губернатора. «Этот центр будет такой же, как аналитический центр при правительстве Российской Федерации, с дальнейшим расширением полномочий», — добавил Сергей Морозов.
Подробности и сроки создания ЦУРа пока неизвестны. Руководитель экспертно-аналитического управления Николай Глинкин, которому поручено заняться этой работой, пояснил, что еще рано говорить о конкретных планах. Пока, по его словам, «по согласованию с губернатором взято время — две-три недели на обдумывание».
В то же время первый вице-премьер Александр Смекалин полагает, что в сегодняшней ситуации необходимости ответов на вызовы времени такой центр важен. «Когда все заняты решением текущих задач, должен быть координирующий и аналитический орган, который занимался бы стратегическими проблемами», — заметил вице-премьер. По его мнению, речь идет о переходе на своего рода новый уровень стратегического управления в условиях кризисных явлений, «чтобы анализировать ситуацию, прогнозировать возможные и необходимые изменения, рекомендовать новые шаги по реформам и давать оценку эффективности этих реформ в отрыве от текущих задач». Господин Смекалин не считает, что принцип постоянного реформирования может нести в себе издержки, влияющие на управляемость системы. «Система, чтобы реагировать на новые условия, должна постоянно меняться. Необходимость изменений всегда накапливается, и лучше проводить их постепенно, понемногу, чем накапливать потребность и в критический момент проводить глобальные реформы в шоковом варианте», — подчеркнул вице-премьер.
Заметим, что недавно (13 февраля) на совещании у Владимира Путина, где обсуждался антикризисный план правительства РФ, президент «Сбербанка» Герман Греф предложил создать Центр управления изменениями — постоянно действующий орган, выведенный из-под министерств и замкнутый на председателя правительства. Как отмечалось на совещании, «министерства загружены текущей работой и не могут заниматься реформами, наоборот, сопротивляются им». Господин Греф, называя сегодняшний кризис кризисом госуправления, предложил перейти от ситуативной модели управления к проектно-целевой.
Корпоративный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева считает, что пример Ульяновской области полезен и «даже может стать лучшей практикой и для федерального уровня». Она пояснила „Ъ“, что, как показала практика АСИ, «формирование проектных команд — это действенный механизм», поскольку само «применение проектных методов весьма эффективно», а «глобальные задачи решаются только командой». При этом она считает, что эффективность центра «напрямую зависит от вовлеченности в его деятельность высшего руководства региона». Пользу центра она видит и в том, что «это сигнал для бизнеса, что региональная власть может координировать ресурсы и понимает, куда движется регион». Госпожа Чупшева полагает, что нацеленность на постоянное реформирование не приведет к падению эффективности госуправления, поскольку «единый центр и призван обеспечивать последовательность и системность проводимых реформ». «Главное, чтобы целью были не реформы сами по себе, а конкретные результаты», — подчеркнула эксперт.