КРИЗИС-ЛАНЧ

Главные редакторы федеральных СМИ попросили Владимира Путина о помощи в кризис. Государство, в частности, просят не допускать необоснованного роста цен на бумагу, снять некоторые ограничения на рекламу алкоголя, перенести ответственность за рекламу биологически активных добавок на рекламодателей. Издержки СМИ частично увеличились из-за падения рубля (бумагу можно продавать на экспорт за валюту), а доходы упали (рекламные бюджеты режут в первую очередь). Опять те же ножницы, что и в 2009-м.

Кинотеатры переходят на российский попкорн. Это решение связано с девальвацией рубля и введением продуктовых контрсанкций. Но полностью заместить импорт не удастся. Например, невозможно готовить из отечественного сырья сладкий карамелизированный попкорн. Его производят из зерна сорта машрум, который не выращивается в России. Предложения ограничить показ западной кинопродукции, заметим, уже были и неминуемо опять появятся.

Руководство МВД потребовало оптимизировать расход офисной бумаги в подразделениях столичной полиции. В частности, каждое подразделение должно завести специальный "Журнал учета бумаги", в котором указывается количество поступившей в подразделение бумаги и количественно-качественный ее расход. А копирование документов следует производить "путем двусторонней печати". Надеемся, что заявление об использовании бумаги не надо будет подавать в распечатанном виде в трех экземплярах.

Интернет-магазины, по статистике "Яндекс.Маркета", потеряли в январе 8% спроса. Минус 44% — на планшетах, минус 25% — на телевизорах, плюс 29% — на кондиционерах. Впрочем, это статистика не продаж, а переходов на страницы продавцов.

Спад продаж подтверждается и в офлайне. Например, в "Связном". Однако в последнем подтвердили лишь незначительное снижение продаж в январе относительно января прошлого года. В "Евросети" отмечают тренд на сегментацию рынка: рост продаж смартфонов и снижение продаж планшетов. Объясняют это тем, что смартфон в гораздо большей степени имиджевый атрибут, чем планшет, и их модельные линейки производители обновляют чаще. Проще говоря, в кризис особенно сильно хочется казаться богатым и успешным, даже если гаджет куплен на последние деньги или в кредит.

Стоимость домов на Рублевке упала за последние полгода на 30-40%. Всего в районе Рублевки расположено около 2 тыс. элитных домов, 500 из которых в настоящее время выставлены на продажу. Для сравнения: в 2013 году продавалось 350-400 домов. По данным компании "Метриум Групп", за последние полгода не было заключено ни одной сделки с недвижимостью дороже $5 млн.

В сентябре, когда ускорилось падение рубля, те собственники, у кого были рублевые цены, перевели их по старому курсу в доллары. Но трюк не удался: дома на Рублевке, хоть и находятся в другой вселенной, все же даже и они остаются рублевыми активами со всеми вытекающими.

Впрочем, "Деньгам" рассказывали, что дело не только в курсе. Якобы основной спрос на элитную недвижимость в этом районе обеспечивали чиновники и связанные с ними бизнесмены, а прежние обитатели сочли такое соседство некомфортным. Скажем, из-за политических рисков. Джентрификация наоборот, можно сказать.

В конце 2014 года на покупку продуктов питания и товаров повседневного спроса шло 34% всех займов МФО. В начале 2014 года их доля была лишь 17%. Таковы результаты опроса среди 13 тыс. клиентов МФО "Быстроденьги" во всех городах присутствия организации (более 180 городов России). Тенденцию подтверждают и другие микрофинансовые организации. Как сообщил главный исполнительный директор компании "Домашние деньги" Андрей Бахвалов, в январе 2015 года относительно января 2014-го цели займов клиентов компании изменились. Увеличилась доля займов на неотложные нужды (рост на 14%) и прочие займы (на 3%) за счет снижения доли расходов на улучшение жилищных условий, например на ремонт, покупку мебели или техники. "Данная тенденция подтверждает, что в нынешних условиях клиент не готов тратить средства для улучшения качества жизни и в основном обращается за деньгами для неотложных нужд",— отметил Бахвалов.

По опросам ВЦИОМа, россияне стали делать больше накоплений. Доля вообще не имеющих сбережений упала с 49% в конце 2014 года до 38% в январе 2015-го. При этом доля тех, кто копит в долларах, достигла максимального уровня за все время опросов (7%). Впрочем, по данным ЦБ, рублевые вклады населения в январе даже немного (на 200 млрд руб.) сократились, а валютные хоть и выросли, но главным образом за счет переоценки. При этом на 1 февраля 2015-го доля банковских вкладов в валюте дошла до 30,1%, до пика этого показателя в 34% (1 марта 2009-го) уже недалеко, минимум был — 13,6% (1 июля 2008-го). Так что если россияне и стали копить больше долларов, то "под матрасами". По оценке ЦБ, в четвертом квартале 2014 года покупки наличной валюты были аномально велики — $18,2 млрд.

Стоимость бананов в России достигла 15-летнего максимума. Килограмм в январе подорожал до 70,8 руб., хотя в конце 2014 года, по данным Росстата, он стоил 52,2 руб. Цены на другие фрукты выросли меньше: рост не превысил 29%

Источники: "РИА Новости", "Коммерсантъ", "Известия", ВЦИОМ, "Яндекс.Маркет", ЦБ РФ, ФОМ, Banki.ru, IRN.RU, Comnews.ru.

В чем проявляется кризис? % опрошенных

Инфляция 45

Снижение уровня жизни 14

Безработица, сокращения на работе 12

Падение курса рубля 8

Спад в экономике в целом 7

Внешнеполитические проблемы 4

Плохая работа властей 2

Кризис проявляется во всем 2

Источник: ФОМ.

Рубрику ведет Максим Кваша

Вся лента