"Все большие драки начинаются с подобного рода провокаций"
Геннадий Зюганов в эфире "Коммерсантъ FM"
На месте убийства Бориса Немцова в центре Москвы лежат цветы и установлена его фотография. Ночью Следственный комитет возбудил уголовное дело об убийстве Бориса Немцова и незаконном обороте оружия. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов обсудил ситуацию с ведущей "Коммерсантъ FM" Натальей Ждановой.
Как сообщают журналисты с места происшествия на Большом Москворецком мосту, некоторые прохожие и автомобилисты останавливаются, чтобы оставить цветы и поставить свечку.
— Скажите, когда вы узнали об этой новости?
— Узнал ночью. Хочу прежде всего выразить глубокое соболезнование в связи с тем, что постигла всех нас эта трагедия. И друзьям, и близким, и родственникам, всем, подчеркиваю — всем, потому что там какие бы версии ни высказывались, это хорошо продуманная, жестокая и циничная провокация против всех нас, против страны, против граждан. Желают поджечь в центре Москвы, здесь у нас еще один очаг напряженности, очаг противостояния. На мой взгляд, нам надо сейчас, с одной стороны, очень быстро и энергично расследовать это жестокое преступление, с другой стороны, проявить бдительность и выдержку, и в известной мере сдержанность, потому что все большие пожары за последние 100 лет начинались с подобного рода провокаций, если посмотрите внимательно, то просто ахнете. И на Украине началось с убийства журналиста Гонгадзе, теперь превратили в настоящую бойню, а власть на Украине — в кровавую игрушку, которой дирижируют американские недобросовестные дипломаты и црушники. И если посмотреть, с чего начинался пожар мировой войны, и Первой, и Второй, сначала герцога Фердинанда хлопнули на Балканах, вроде бы частный случай, а потом занялся большой пожар, а в Германии поджег полусумасшедшего Ван дер Любе Рейхстаг, коммунистов — к стенке, социалистов — в концлагеря, а потом целые народы стали жарить и раздули такой пожар, в котором 60 млн погибли.
— То есть вы ставите в один ряд убийство Немцова с этими политическими событиями?
— Я ставлю в один ряд, потому что это своего рода провокация, и если вспомните, в 1991 году погибли три наших гражданина: Кричевский, Комарь и Усов, им через три дня Горбачев звание Героев присвоил Советского Союза, а потом подожгли весь Союз. Я хорошо знаю, с чего Чечня начиналась: Дудаев приехал со своими боевиками, разгромили Верховный совет, 40 человек попали в больницы, и председателя Горсовета застрелили в кабинете, выбросили из окна. А потом покатились две Чеченские войны, в которой 120 тыс. погибли. Поэтому надо предельно бдительным быть, потому что не хотят успокаиваться, санкций мало, войн, которые прополыхали, мало, надо и пожечь Россию. Кому выгодно это убийство? Власти нашей категорически невыгодно, тем более против Кремля происходит на мосту. Кому выгодно? Всем нам и оппозиции невыгодно, потому что мы за диалог, нормальное обсуждение проблем и качественно нового курса, будь-то финансового, экономического, социального. Кому выгодно? Партии власти тоже невыгодно.
— То есть вы не сомневаетесь, что это извне организованная провокация какими-то внешними силами?
— Я считаю, что это в любом случае, это крупная провокация, политическая провокация, которая создает дополнительное напряжение во всех слоях общества. Немцов — это же фигура, которую знали в России, знали за рубежом, я с ним встречался, когда он еще губернатором Нижегородской области был. У нас разные подходы, разные взгляды, но он был открыт для диалога, у него в кабинете беседовали, журналисты присутствовали. Он отстаивал свои либеральные взгляды, я говорил, что либеральные взгляды для всех нас вредны и смертельны. В известной мере он жертва этой ситуации, которую раскачали внутри страны, в мире, а либеральный капитализм в Америке рухнул, взорвался в восьмом году, и сейчас прокатился по двум странам мира. Но они ищут выход на путях войны, из кризиса три есть выхода, человечество знает: революция, диктатура и война — вот сейчас поджигают войну, мало им войны на Украине.
— Почему именно Немцов? Он сейчас был малозаметен, публично особенно не выступал.
— Дело не в этом, тут я не берусь, это расследовать должны, но, в принципе, он известный человек и в России, и в мире, он работал и в Думе, и в Совете Федерации, губернатором, и для тех, кому надо раздувать пожары у нас в стране, вообще-то говоря, для них удобный случай, подходящий. Эти мерзавцы ничем не жертвуют, а собственно говоря, когда погибли Кричевский, Комарь и Усов в 1991 году 21 августа, ну, чем они знамениты? Ну Комарь в Афгане воевал, но это были граждане страны, обычно нужна сакральная жертва, вокруг этого начинают нагнетать психоз, истерику, и покатилось. А потом уже и тысячи гибнут. И кто, например, в Новороссии считал гибнущих? Свои трупы забирать не хотят, а эти три кровавые игрушки американские сидят и продолжают дальше оружие закупать, истерику нагнетать, там за океаном нашлись уже и сенаторы, которые готовы продавать. А продают тяжелое орудие, с ними приедут офицеры, специалисты, и дальше грохнут еще двоих-троих, и покатилось. Все большие драки начинаются с подобного рода провокаций, поэтому надо быть предельно бдительными и не дать возможность этим мерзавцам раскачать Российскую Федерацию. У нас 3 тыс. особо опасных производств, ядерных бомб сколько и прочее, нет, сумасшедшие люди не понимают, что дестабилизация управления в Москве чревата тяжелейшими последствиями для всех.
— Как вы считаете, какие шаги может в этой связи осуществить Госдума, какой-то контроль установить депутатский, парламентский за ходом расследования?
— Понимаете, эта Дума редко проявляет нужную волю, я 30 раз вносил остановить бойню в Чечне. 30 раз выступали, доказывали, объясняли, военного решения нет, но, в конце концов увидели, Рамзана Кадырова там критикуют, но он собрал из кусков вообще-то Чечню, многие, Абдул-Латиф пришел, Дагестан пытается придавить радикалов и так далее, начинают там скулить, хотя не скулить надо, а помогать, Карачаево-Черкесия избежала таких вещей. Опыт надо изучать и думать, нам очень важно все это хорошо знать и осмыслить. Но кто думал, что Новороссии из Киева поступят приказы прямой наводкой расстреливать, после Киева Донецк — самый красивый и крупный город на Украине был, ну кто, кому из нас еще год назад могла прийти мысль в голову, что будут долбить по химическому крупному производству, где есть склады, и в том числе, и отработанных ядерных отходов и так далее? Никому.
— И все-таки возвращаясь к убийству Бориса Немцова, у коммунистов есть какие-то возможности инициировать, я не знаю, собственное расследование какое-то?
— Не только есть, по крайней мере, мы настаиваем, во-первых, на срочном расследовании, Мельников, первый зампред Думы, ночью прямо сказал, что это провокация с далеко идущими последствиями, что в экстренном порядке надо подтянуть все службы, что, видимо, сейчас председатель Думы вернулся, надо открытую трибуну провести, обсудить, и вместе сплотиться против всяких провокаторов и мерзавцев. Надо искать на уровне диалога решение проблемы, можно друг другу волосы рвать, за горло, но правительство давно должно соображать: 17% ставка душит малый и средний бизнес, завтра все на стенку полезут, цены, которые поперли и не контролируются, и блоки, которые есть в правительстве, не в состоянии элементарно управлять, сами давно должны были подать в отставку и укреплять позиции. То есть надо из этого сделать практические выводы, которые помогли бы людям жить лучше, тогда и настроения будут другие.