Народ для "Опиума"
"Агата Кристи" в спорткомплексе "Олимпийский"
концерт рок
В странный и страшный вечер группа "Агата Кристи" перед многотысячной толпой отыграла в СК "Олимпийский" свой "Ностальгический концерт", который вышел ностальгическим не только по отношению к 22-летнему творчеству группы, но и по тем временам, когда, выражаясь словами их песни, "можно было просто улыбаться". Рассказывают ЕЛЕНА КРАВЦУН И БОРИС БАРАБАНОВ.
Согласно общепринятой точке зрения, противоречия между братьями Самойловыми лежат прежде всего в идеологической плоскости. В те пять лет, что прошли после распада группы, старший, Вадим, продолжал заниматься продюсированием молодых музыкантов, а также работал в Общественной палате и фигурировал в списке доверенных лиц президента Путина на выборах 2012 года — с властью у него из всех наших рокеров до недавних пор были едва ли не самые теплые отношения. Относительно новых песен Вадима Самойлова долгое время мало что было понятно, но вот, например, полтора года назад на 30-летии "Наутилуса Помпилиуса" он кое-что все же показал. Самойлов-младший создал группу The Matrixx — крепкий коллектив с хорошей клубной судьбой и мрачными декадентскими песнями в жанре "матерной готики", которые, впрочем, даже близко не дотягивают до хитов "Агаты Кристи".
В СК "Олимпийский" случился не реюнион "Агаты Кристи" — на этом особенно акцентировали внимание сами музыканты. "Ностальгический концерт" стал первым выступлением Вадима и Глеба Самойловых после последнего концерта, случившегося в 2010 году на "Нашествии". О том, последуют ли за петербургским и московским шоу полноценный тур и запись новых песен, можно только догадываться. В Санкт-Петербурге их выступление прошло более гладко, сет был сформирован гармоничнее, да и слова в песнях господа Самойловы не так явно путали. Правда, стоило Глебу Самойлову, который в своей шляпе обнаруживал отдаленное сходство с Томом Уэйтсом, прикрыть глаза тяжелыми алкогольными веками, как амнезия сразу становилась частью трагикомического образа. Люди в "Олимпийском" не были настроены на критику и придирки, напротив, соцсети переполнены восторженными отзывами, и стоит отметить, что звукорежиссеры и мастера по свету свою работу сделали на отлично.
Начали трехчасовой концерт музыканты "Эпилогом", то есть ровно с того места, с которого закончили в 2010 году. Дальнейшие композиции, а их было больше 30, выстроились в хронологическом порядке. От фирменной некроромантики "Агата Кристи" переходила к ритуальным танцам в духе немцев Tanzwut, еще немного индастриала — и они зазвучали бы как Rammstein. С первых же нот "Гетеросексуалиста" тоскливо повеяло девяностыми: видеооператор стал выхватывать для экранов лица фанатов из танцпола, и эта черно-белая съемка в реальном режиме вдруг обернулась какой-то сюрреалистической хроникой, в которой со всеми этими мальчиками и девочками назавтра случатся Чечня, дефолт и вертикаль.
На львиный рык Глеба Самойлова фанатская орда откликалась с боевой готовностью, как и всегда больше половины знаковой для коллектива песни "Как на войне" спели зрители. На "Опиуме для никого" весь зал был на ногах. Однако к финалу звуковое обаяние группы стало терять свою силу. Оказалось, что если песни не укоренены в трепещущих воспоминаниях юности, то после второго десятка слушаются уже не как достояние отечественного рока, а как скулеж выброшенной на мороз собаки.
Судя по поведению братьев, между ними до сих пор тлеют разногласия немузыкального характера. Глеб, записавший минувшим летом далекую от примирения с действительностью песню "Живой", начинал юродствовать в свойственной ему манере всякий раз, как его старший родственник делал громкие заявления вроде "Правда все равно найдет себе дорогу" или "Давайте жить ради любви, сотрудничества, развития". Наблюдать за нервными перипетиями этого вечного антагонизма было даже интереснее, чем следить за исполнением их музыки.
Высказаться со сцены явно хотелось обоим, и инициативу частенько перехватывал Вадим Самойлов. Не обошлось и без громких имен. Песню "Последнее желание" Вадим Самойлов посвятил неким "замам, помам, помощникам и всякой хрени". Обозначив презрение к бюрократии и чиновничеству, он вдруг выкрикнул: "Привет Володину!" Логично было предположить, что у друга Владислава Суркова, на стихи которого господином Самойловым был записан даже целый альбом, с новым замом руководителя администрации президента свои счеты. И можно было заметить, как после этой реплики к выходам из VIP-лож потянулись меломаны в классических костюмах.