«Мы можем быть уверены в том, что расследование зайдет в никуда»
Зарубежные СМИ об убийстве Бориса Немцова
Liberation, The Sunday Times, The New York Times и другие ведущие зарубежные СМИ, комментируя убийство оппозиционера Бориса Немцова, пишут, что политик хоть и не стал безоговорочным лидером протеста, но был единственным его представителем, у кого имелся реальный политический опыт в постсоветской России. СМИ сходятся во мнении, что убийство Бориса Немцова стало «очередным эпизодом в череде насильственных и подозрительных смертей оппонентов Владимира Путина», и его расследование «зайдет точнейшим образом в никуда».
Liberation (Париж, Франция)
Борис Немцов, быть может, и не был безоговорочным лидером протеста против Путина в последние годы, но он точно был авторитетом и ветераном оппозиции, самым известным ее лицом для широкой публики, а также единственным ее представителем, у кого был реальный политический опыт в постсоветской России, как в Москве, так и в провинции. Бывший нижегородский губернатор и вице-премьер при Борисе Ельцине, Борис Немцов недолго поддерживал Владимира Путина, когда тот вступил в должность президента, после чего кардинально поменял свою точку зрения. Немцов был на всех антипутинских митингах еще до того, как они вошли в моду и стали разрешенными, и задолго до появления Алексея Навального, который быстро затмил его в качестве оппозиционера номер один.
Немцов никогда не прекращал язвительно, порой несколько театрально, но всегда непримиримо критиковать Путина, публикуя доклады о коррупции в России… Но несмотря на его харизму, энергию и смелость, в созданной Владимиром Путиным системе закрученных гаек, где настоящая оппозиция вытеснена на задворки общественной жизни и не имеет доступа к политической арене, Борис Немцов, хоть и был бунтарем, не представлял реальной угрозы для власти…
Война на Украине разделила российское общество, и риторика в адрес «всех, кто против нас» становилась все более ядовитой. Российские власти даже допустили появление военизированного подразделения «Антимайдан», члены которого — байкеры, казаки, ультрапатриоты, противники Украины и Запада — объявили своей целью «всеми способами, в том числе физическими» помешать революции распространиться на улицах Москвы. В ходе их последнего митинга в центре столицы они несли портреты оппозиционеров, в том числе Немцова, с подписями «организаторы Майдана». В такой атмосфере ненависти, запугивания и «войны против всех» Путину нет нужды давать приказ избавиться от неугодного оппозиционера.
The Sunday Times (Лондон, Великобритания)
Борис Немцов, трусливо убитый в Москве, знал, что за ним охотятся. И теперь он замыкает длинный строй современных российских мучеников…
Каждая смерть, каждое лишение свободы сгущают атмосферу страха, но в то же время ярче показывают фундаментальную небезопасность российского режима. Господин Немцов мертв; отважный человек, который заслуживал лучшего. Мы можем так никогда и не узнать, кто спустил курок. Сегодня в Москве тысячи людей выйдут на улицы в память о его мужестве. Они надеются на лучшее будущее. Но пока господин Путин и его сообщники правят Россией, вряд ли у народа будет это будущее.
Radio France internationale (Париж, Франция)
Специалист по России из Института социальной истории Пьер Лорен считает маловероятным, что Кремль стоит за убийством Немцова. «Ситуация в России такова, что, когда кто-то начинает доставлять неудобства, в частности по политическим причинам, его гораздо выгоднее ликвидировать, чем продолжать терпеть. Однако в данном случае совсем не обязательно, что действовал именно Кремль. Существуют различные группы, преследующие особенно жестокие интересы. А у Кремля, у правительства России не было никакого интереса убивать Немцова накануне большой акции протеста просто потому, что масштаб мероприятия его убийство только усилит. Таким образом, на сегодняшний день нет никакой реальной причины полагать, что Немцов был убит по воле правительства»,— считает ученый.
Le Monde (Париж, Франция)
Смерть оппозиционера Бориса Немцова, застреленного в Москве,— очередной эпизод в череде насильственных и подозрительных смертей оппонентов Владимира Путина…
Преследование, тюремное заключение, изгнание, а теперь и смерть. Список смертей противников Кремля с момента прихода к власти Владимира Путина пополнился убийством бывшего вице-премьера Бориса Немцова в ночь с пятницы на субботу в Москве.
Его прослушивали, подвергали обыску и не раз арестовывали — Борис Немцов знал, что находится под угрозой физической расправы. Две недели назад он даже рассказал еженедельнику «Собеседник» об опасениях за собственную жизнь. Не без причины: в России и даже за границей многие политики, журналисты и активисты заплатили жизнями за оппозицию Кремлю.
Time (Нью-Йорк, США)
В субботу Кремль использовал свой самый популярный демагогический прием, чтобы объяснить убийство одного из самых ярких критиков власти. Борис Немцов, один из лидеров оппозиции президенту Владимиру Путину, был убит около полуночи в пятницу неподалеку от Красной площади, и в течение ближайших часов государство назвало это убийство «провокацией», термином, чей перевод на английский никак не отражает способность оригинала перекладывать вину и манипулировать подозрениями.
Первым, кто представил это объяснение, был Путин, заметивший через своего пресс-секретаря… в то время как тело Немцова еще лежало на асфальте, что убийство «обладает всеми признаками провокации». Фраза, кажущаяся неопределенной, потом, как представляется, задала тон последующему освещению убийства на государственном телевидении и в заявлениях сторонников Путина.
Сергей Марков, долгие годы являющийся мастером медийных манипуляций Кремля, написал на своей странице в Facebook, что Немцов был убит врагами Путина с целью подставить Путина, обвинив его в убийстве. Рамзан Кадыров, глава Чечни, сделал на шаг больше. «Нет никаких сомнений в том, что западные спецслужбы организовали убийство Немцова»,— написал он в своем аккаунте в Instagram.
Но для среднего зрителя государственного ТВ использование Путиным термина «провокация» уже достаточно для того, чтобы у него в голове родился образ невидимой руки врагов России и одновременно намек на то, что спровоцированный Кремль имеет право ответить самым непредсказуемым образом. В 1983 году, к примеру, Советский Союз заявлял, что уничтожение корейского авиалайнера с пассажирами на борту стало результатом американской провокации.
Термин также удобен и в том, чтобы перенести вину в деле Немцова… Еще до того как закончить все судебно-медицинские процедуры по делу, сыщики из Следственного комитета — российского аналога ФБР — объявили, что Немцов, вероятно, стал «сакральной жертвой» в рамках провокации, устроенной теми, кто «хочет дестабилизировать политическую ситуацию» в России.
The New York Times (Нью-Йорк, США)
Мы можем быть уверены в том, что расследование зайдет точнейшим образом в никуда. Максимум — некий олух, предполагаемый убийца, предстанет перед судьей в качестве козла отпущения за кого-то куда более влиятельного. А скорее всего, дело будет тянуться годами на фоне заверений в том, что все работают энергично, а в итоге никто не предстанет перед судом. Такова модель в том, что касается других громких убийств…
…Сразу же после убийства пресс-секретарь Путина назвал убийство «провокацией»... К середине дня Следственный комитет выпустил заявление, в котором говорилось, что он считает, что Немцов мог быть убит кем-то из оппозиционного движения, кто хотел бы создать из него мученика. Было даже предположение, что убийство связано с убийствами в Charlie Hebdo…
Агрессивная внешняя политика Путина, его все более консервативная внутренняя политика, его наклеивание ярлыков «пятой колонны» и «национальных предателей» на оппозицию, взбивание воинственного националистического запала государственным телевидением — все это создает определенную атмосферу. У Путина, в конце концов, есть история заигрывания с огнем… После многих лет, в течение которых Кремль негласно поддерживал ультранационалистические группировки, те же самые скинхеды устроили погром у стен Кремля в 2010 году… Сегодня бешеный национализм поглотил почти половину страны, и уже не очень понятно, может ли Путин контролировать все это…
До недавнего времени считалось, что деятельность активистов оппозиции не сопряжена с непосредственной угрозой смерти. Правительство обычно досаждало активистам, делало их жизнь неудобной, но в основном оно лишь игнорировало их, как городских дурачков. Все начало меняться с момента арестов протестующих летом 2012 года. Когда спустя год Навального приговорили к пяти годам тюрьмы — это был настоящий шок; прежде такого не бывало. Даже после того, как наказание заменили условным, это было воспринято как предупреждение в адрес оппозиции. А убийство Немцова стало логическим завершением этого предупреждения…
Немцов работал над одним особенно взрывоопасным докладом, который он планировал назвать «Путин и Украина», который прослеживал бы поток вооружений, текущий из России к сепаратистам Донбасса. Он встречался с семьями россиян, погибших в боях на стороне сепаратистов. Он не снижал своих яростных атак через Facebook и Twitter. Он продолжал ездить на Украину и встречаться с президентом Петром Порошенко, то есть делать то, что не могло пройти мимо спецслужб Кремля. И тем не менее он так и не завел себе телохранителя. Он возвращался пешком домой по ночной Москве без всякой охраны.
И он почти дошел. Его дом виден с того моста. Из его окна, там, где он по утрам тренировался, можно увидеть место, где его убили.
The Washington Post (Вашингтон, США)
Борис Немцов, один из столпов российской постсоветской политики и резкий критик президента Владимира Путина, был застрелен в нескольких шагах от Кремля… Его убийство, совершенное из проезжавшего мимо автомобиля, имеет потенциал для открытия новой жесткой главы в политической жизни России…
Убийство немедленно вызвало потрясение по всей России, поскольку он стал самым известным лидером оппозиции, убитым в стране, в которой такие фигуры время от времени бросают в тюрьму или вынуждают покинуть страну.
По словам президентского пресс-секретаря, Путин заявил, что у убийства есть все признаки заказного, направленного на то, чтобы скомпрометировать Кремль. Лидеры оппозиции говорят, что это попытка их запугать…
Убийство стало драматичным и кровавым поворотом для угнетаемого оппозиционного движения, пытающегося найти свое место на фоне волны националистического накала, развязанного аннексией украинского Крыма в прошлом году. Многие лидеры оппозиции были маргинализированы тюремными сроками или другими формами давления, общественной риторикой, которая становилась все более агрессивной в отношении тех, кто отклонялся от линии большинства…
Политические убийства не являются чем-то неизвестным в России, но никогда еще за те 24 года, прошедшие со времени распада Советского Союза, их жертвой не становилась такая резонансная фигура…
Убийство произошло… в самом центре Москвы, на Большом Москворецком мосту, менее чем в сотне ярдов от Кремля и в зоне видимости Красной площади, одном из самых охраняемых мест во всей России. В этом районе полиция и спецслужбы представлены особенно хорошо. Ничего не говорится о том, был ли Путин в Кремле во время убийства. Обычно он спит в одной из президентских резиденций на окраине Москвы…
Немцов был политической звездой первых постсоветских лет, когда большинство россиян все еще мечтали о демократии,— молодой, энергичный, яркий политик, очаровывавший избирателей и получавший высокие рейтинги и в качестве губернатора одного из российских регионов, и затем в качестве заместителя премьер-министра России. Некоторое время он рассматривался в качестве наследника Ельцина, первого президента Российской Федерации с 1991 по 1999 год. Вместо этого президентом в декабре 1999 года стал Путин и начал безжалостно выдавливать своих оппонентов…
В последнее время Немцов работал над докладом, который, по его словам, доказывал, что российские солдаты боролись на стороне пророссийских повстанцев на востоке Украины…
Два года назад он вызвал гнев правительства, выдвинув обвинения в том, что из средств, выделенных на проведение Олимпиады в Сочи, его родном городе, были украдены миллиарды долларов. В растрате средств он обвинял «друзей Путина», которых он называл «настоящей угрозой национальной безопасности России»… В 2012 году Путин публично сделал предупреждение, что его противники готовы убить кого-нибудь из своих рядов, с тем чтобы обвинить его в этой смерти.
«Это мне известно. Даже ищут так называемую сакральную жертву из числа каких-нибудь заметных людей. Сами грохнут, извините, а потом будут власти обвинять»,— заявил он на встрече с представителями «Общероссийского народного фронта».