Издатели блуждают в тиражах
Журналы сэкономят на количестве копий
Рост расходов на полиграфию и падение рекламного рынка вынуждают издателей сокращать тиражи. В четвертом квартале 2014 года крупнейшие журналы снизили количество выпускаемых экземпляров в среднем примерно на 5%, а по отдельным изданиям падение достигло 15%. Часть из них меняют формат и стратегию — так, Interview теперь будет выходить пять раз в год вместо десяти.
Тиражи общенациональных журналов в октябре--декабре 2014 года сократились на 5,4%, следует из данных Бюро тиражного аудита (Audit Bureau of Circulations, ABC). Последняя опубликованная версия реестра ABC включает данные о тиражах 20 журналов в четвертом квартале. Сильнее всего к аналогичному периоду прошлого года за это время сократились тиражи журнала Psychologies (Hearst Shkulev Media) — на 15,1%, со 181,8 тыс. до 154,3 тыс. экземпляров. На 14,4%, до 142,9 тыс., снизился тираж Men`s Health (Sanoma Independent Media). На 5,1%, до 108,3 тыс., сократился тираж Vogue (Conde Nast).
В издательских домах происходит смена бизнес-модели, говорит президент группы Hearst Shkulev Media Виктор Шкулев. "Рынок оптимизируется, и снижение тиражей позволяет повысить эффективность продаж за счет уменьшения доли возвращенных изданий",— объясняет он. В среднем у холдинга тиражи сократились на 10%, но снижение компенсируется быстрым ростом продаж цифровых версий журналов, отметил издатель группы Алексей Овчинников. По его словам, цифровые версии стоят дешевле печатных почти в два раза, из-за чего происходит переток аудитории в цифру, то есть количество читателей не уменьшается, а перераспределяется по разным типам носителей информации.
Основная причина падения тиражей — в снижении рекламных доходов, вызванном в основном настороженностью рекламодателей, считает совладелец "Лез Эдисьон Жалю Рюсси" (журнал L`Officiel) Владимир Помукчинский. "За счет тиражей издатели пытаются компенсировать возрастающие расходы на полиграфию, сокращение спроса и рекламного рынка",— резюмирует представитель одного из зарубежных издательских домов, присутствующих на российском рынке.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2014 году объем рекламного рынка в печатных СМИ снизился на 11%, до 33 млрд руб., в том числе у журналов — на 11%, до 16,5 млрд руб. Кроме того, как сообщал ранее "Ъ", из-за снижения курса рубля производители бумаги, по данным издателей, с конца прошлого года ежемесячно индексировали цены минимум на 5%, а отдельные ее виды с сентября подорожали на 60%.
Сразу ряд изданий за последние месяцы объявили о пересмотре периодичности выхода. Так, "Сноб" с 2015 года начал выходить шесть раз в год, а не ежемесячно, "Русский репортер" снизил количество номеров с четырех до одного в месяц. Холдинг Rambler & Co изменил график выхода журнала "Афиша" с двух до одного номера в месяц, закрыв печатные версии "Афиши-Еды" и "Афиши-Мира".
"Издательский дом интервью" также принял решение изменить стратегию и формат своего журнала, сообщил "Ъ" его представитель. С начала 2015 года Interview перешел с десяти на пять номеров ежегодно. "Мы перезапускаем журнал в новом формате альманаха: в каждом номере будет не менее 300 страниц и сочетание трех-четырех видов бумаги",— говорит издатель Interview Наталья Чернова. Тираж журнала еще в 2014 году сократили со 100 тыс. до 80 тыс. экземпляров, отказавшись от выпуска части копий в мини-формате. На этом уровне тираж сохранится и в 2015 году.