Белый дом успел с индексацией
Осенью—зимой 2014 года зарплаты федеральных служащих подросли в последний раз
Как следует из данных Росстата о численности и оплате труда федеральных правительственных чиновников, госслужба почти мгновенно отреагировала на начинающийся экономический кризис. Неафишируемая индексация зарплат в сентябре--октябре 2014 года была особенно заметна в исполнительной власти — впрочем, лишь в отдельных ведомствах власти зарплаты конкурентоспособны с тем, что менеджменту схожей квалификации предлагают в частных компаниях.
Все ветви власти в сентябре--декабре 2014 года проводили индексацию заработных плат, в результате чего она выросла со средней в 96,5 тыс. руб. по состоянию на 1 сентября до 109,1 тыс. руб. на конец 2014 года Особенно показательно было осенне-зимнее повышение заработных плат в исполнительной власти, где средняя заработная плата на конец года выросла за квартал с 88,2 тыс. руб. до 100,9 тыс. руб. При этом федеральному правительству пришлось даже немного, но увеличивать штат.
Напомним, численность "гражданских служащих федеральных государственных органов" уже несколько лет не превышает 40 тыс. человек. В статистике Росстата это центральные органы власти, не учитываются работники, имеющие постоянные трудовые контракты с министерствами, ведомствами, Генпрокуратурой, Верховным судом, но не замещающие должностей государственной гражданской службы,— их примерно 20% от общего штатного состава "центральной власти". За весь 2014 год, несмотря на постоянную политику ограничения численности центральных аппаратов госорганов преимущественно в Москве, количество, получающих "правительственные зарплаты", увеличилось с 38,7 тыс. человек до 39,7 тыс., причем 400 человек были наняты преимущественно в исполнительную власть уже после начала обвала рубля, и это были вновь открывшиеся вакансии при наличии большого числа незаполненных. В среднем в федеральных госорганах укомплектованность штатами сейчас составляет 83,1%, за год госслужба существенно привлекательности не увеличила, мало того, заполненность штатов осенью--зимой 2014 года даже незначительно, на 0,2 п. п., снизилась.
Несмотря на собственный имидж, государственная гражданская служба, в первую очередь на самом "дорогом" рынке труда РФ, московском, всегда имеет проблемы с наполняемостью кадрами: многочисленные ограничения на занятие должностей среднего уровня вместе с высокой конкуренцией со стороны частного сектора традиционно ведут к тому, что укомплектованность штатов центральных ведомств всегда относительно невысока. На сегодняшний день полностью конкурентоспособную белую по определению заработную плату обеспечивают своим сотрудникам два относительно крупных федеральных работодателя — администрация президента и аппарат правительства: оба ведомства с сентября по декабрь 2014 года индексировали свои средние заработные платы, администрация президента — примерно на 10% к уровню сентября, до 243,4 тыс. руб. (на конец года работало 1730 человек), аппарат правительства (1390 человек) повысил зарплаты с 200 тыс. до 249 тыс. руб.
Отметим также, что довольно убедительную попытку удержать персонал осенью предприняли Минкрыма, где средняя зарплата увеличилась с 40 тыс. руб. до 127 тыс. руб., и Минвостокразвития, где она выросла за квартал с 112 тыс. руб. до 155 тыс. руб. Отметим, замораживание ставок в госсекторе на 2015 года лишь законсервирует имеющиеся там проблемы или усилит их — при низкой безработице привлекательность федеральной госслужбы в РФ, по крайней мере за пределами коррупционных мотиваций, может существенно снизиться.