"Культурным ценностям Ближнего Востока угрожает ИГИЛ"

В Ираке вновь открылся Национальный музей. В 2003 году, во время военной операции США, здание сильно пострадало, а коллекция лишилась 15 тыс. экспонатов. Музей был закрыт. До этого там находилось крупнейшее в мире собрание древностей Месопотамии. Церемония открытия состоялась раньше запланированного срока. Таким образом власти страны отреагировали на действия радикальных исламистов в музее Мосула. Подробности — у Альбины Хазеевой.

12 лет назад, во время перестрелки между иракскими и американскими военными, сотрудники Национального музея бежали из здания. Вскоре туда вошли мародеры. Сообщалось, что хранилище растаскивали двое суток. Лишь через несколько дней США взяли объект под охрану и разместили перед входом танки. Преступники были хорошо подготовлены. Они не брали копии — только оригиналы. Из музея исчезла, в частности, скульптура "Дама из Урука", ценность которой сопоставима с "Моной Лизой" да Винчи. Вернуть удалось лишь треть похищенного, заявила в эфире BBC представитель музея Шейма Абдулкадар.

"После падения режима Саддама Хусейна Национальный музейный комитет обратился во многие страны с просьбой вернуть украденные культурные ценности. Много экспонатов оказалось в США, во Франции, Италии и некоторых арабских странах, таких как Саудовская Аравия и ОАЭ. Почти все похищенные артефакты вне зависимости от их размера стоят целое состояние", — заявила Абдулкадар.

Соединенные Штаты выделили на восстановление музея $13 млн. Еще 700 тыс. пошли на работы на территории древнего Вавилона, который пострадал от войск коалиции. Сейчас культурным ценностям Ближнего Востока угрожает новая сила — "Исламское государство". За последние недели боевики уничтожили несколько библиотек. А в прошлый четверг в Сети появилось видео, на котором исламисты разбивают древние статуи в музее Мосула.

Гендиректор ЮНЕСКО призвала Совет Безопасности ООН обсудить, как можно защитить культурное наследие Ирака. Но заниматься этим должны власти страны, отметила постоянный представитель России в ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова.

"ЮНЕСКО может оказать при обращении этой страны экспертную помощь, может обратиться к мировому сообществу с просьбой оказать финансовое содействие в реконструкции или в определенной помощи для организации музея и так далее. По существу ЮНЕСКО акцентирует внимание международной общественности на тех или иных явлениях" , — объясняет Митрофанова.

Незаконный оборот артефактов оживлялся во время всех крупных вооруженных конфликтов последних лет. Так было в Ливии, Сирии и Мали. Боевики "Исламского государства" тоже не гнушаются воровством. По мнению некоторых исследователей, именно культурные ценности, а не нефть, стали для радикальных исламистов основным источником финансирования. То, каким может быть доход от такой деятельности, легко понять на примере одного из экспонатов Иракского музея, считает эксперт Центра Среднего Востока Института востоковедения РАН Ирина Федорова.

"Небольшая статуэтка львицы из Мемнона, которая датируется шумерским периодом, официально была продана за $57 млн, хотя размер этой статуэтки всего 7 см", — рассказывает Федорова.

Информацию о незаконно перемещенных ценностях собирает ЮНЕСКО. Организация передает эти данные в Интерпол и аукционные дома. Правда, по опыту того же Ирака, можно сказать, что шедевры без труда находят покупателя на Западе. Транзитной площадкой для произведений искусства, как правило, становится Швейцария.

Вся лента