"Людям в Дебальцево нужно помочь элементарно выжить"
По словам украинских силовиков, ополченцы 17 раз за сутки нарушили режим прекращения огня. В штабе ополчения ДНР сообщили, что украинские военные за сутки 30 раз обстреляли территорию, контролируемую ополчением. Журналист газеты "Донецкий кряж" Игорь Сычев рассказал подробности ведущему "Коммерсантъ FM" Максиму Митченкову.
— Подтверждаете ли вы эти данные, действительно ли были нарушения режима прекращения огня? Или перемирие сохраняется?
— Да, взаимные данные таковы: украинские силовики — 17 раз. В штабе ДНР назвали цифру 29 раз. Преимущественно из легкого оружия. Но было четыре и артиллерийских обстрела, в основном в районе донецкого аэропорта. И было еще одно боестолкновение, но это уже на луганском фронте, в районе поселка Кировска и города Золотое, там ополченцы вынуждены были открыть ответный огонь, потому что против них была предпринята такая сухопутная атака.
— Артиллерийские обстрелы слышны и с одной, и с другой стороны?
— Нет, преимущественно с украинской стороны, со стороны ДНР и ЛНР. Отведено 26 артиллерийских групп, а со стороны Украины таких точных сведений по-прежнему нет. Есть сведения, что они просто как-то переставляют свою артиллерию. Например, из Мариуполя в воскресенье поступило такое сообщение, какая-то часть артиллерии была рассредоточена на территории Мариупольского порта, но она тоже попадала к разряду выводимой. Одни пушки вывозят только для того, чтобы завезти в другие, получается такая карусель.
— А что касается самопровозглашенных республик: сейчас поступает информация, что отвод техники завершился, всю технику отвели. Вы это подтверждаете?
— Да, 26, как я уже сказал, артиллерийских групп отведены на тыловые позиции. В Донецке, правда, продолжают орудовать диверсанты, в воскресенье была ликвидирована группа в количестве семи человек в районе Авдотьино, а в завершение суток 1 марта, где-то в 23 ч. 50 мин. три залпа из миномета были слышны в Ленинском районе, это южная часть Донецка, здесь близко такая же зеленая безлюдная зона, видимо, диверсанты облюбовали это место.
— А это именно диверсанты, именно провокаторы или какие-то подразделения, которые в целом не подчиняются армии самопровозглашенных республик?
— Судя по почерку, диверсанты. Кроме того, по крайней мере, на территории Донецка таких подразделений нет. Да, могут быть какие-то, как в воскресенье, в Красном Луче ликвидировано подразделение невнятной принадлежности, но в целом в этом смысле в Донецке обстановка спокойная, а вот диверсанты действительно орудуют.
— Поясните, пожалуйста: эти выстрелы, перестрелки, которые были слышны в воскресенье и ночью, они в Донецке или в каких-то близлежащих населенных пунктах проходят?
— В перестрелке, о которой я сказал, участвовала одна группа — это Авдотьино, часть Ленинского района Донецка. А три залпа, которые я хорошо слышал, это здесь, на юге города, в черте городской застройки.
— Есть ли у вас сейчас информация по Дебальцево: что там происходит, начинают ли восстанавливать город постепенно?
— Да, постепенно начинают, в первую очередь — это хотя бы нужно застеклить окна и подать людям свет и тепло, потому что на улице еще, как говорят, не май-месяц, а вообще работы очень много, город на 80-85% разрушен.
— И практически нигде в городе нет ни тепла, ни электричества?
— Только там, куда успели подать. В некоторые больницы, может быть, какие-то жилые дома, которые относительно меньше повреждены, и еще это зависит от состояния самих этих энергетических сетей. Они порядком разрушены.
— Ополченцы заявляли , что собираются гуманитарную колонну отправить в Дебальцево. Есть ли такая информация у вас?
— Да, есть, Донецк из своих ресурсов тоже хочет помочь Дебальцево. Этот город под защитой Донецкой народной республики, бывшей Донецкой области, поэтому кому, как не Донецку, ему помочь.
— А есть ли у Донецка такие ресурсы помогать Дебальцево, ведь сами люди тоже нуждаются в гуманитарной помощи?
— У Донецка такие ресурсы есть, Донецк — город большой, а Дебальцево сейчас в таком положении, что людям нужно помочь элементарно выжить.
— Есть ли у вас информация о предстоящей встрече контактной группы по Украине в Минске, которая может пройти в понедельник?
— Прямой информации пока нет, о встречах контактных групп лучше судить по тому, чем они завершатся. Есть информация о том, что некоторые танковые подразделения ДНР выдвинулись, но не буду говорить конкретное место, в северо-западном направлении, потому что снова появились сведения, — они время от времени возникают, — что какой-то период времени, — в данном случае назвали со 2 по 10 марта — возможны какие-то вооруженные провокации или, может, даже атаки со стороны украинской армии, несмотря на этот режим прекращения огня. Не все танковые подразделения в перечне сил, предназначенных к отводу, потому что артиллерия и самоходные артиллерийские установки и система залпового огня отведены, большая нагрузка ложится на другие подразделения, которые способны сдержать противника.
— Я так понимаю, та техника, которая отведена, тоже довольно мобильна и готова в ближайшее время, если что, вернуться на позиции?
— Да, если действительно необходимость такая возникнет, будет предпринято равнозначное оружие, тяжелые артиллерийские системы, тогда ничего другого не останется.
— Звучали ли какие-то заявления со стороны главы, может быть, самопровозглашенной республики или господин Басурин делал какие-то заявления о минских договоренностях, насколько они выполняются и готовы ли ополченцы их выполнять дальше?
— Да, было заявление. Во-первых, ополченцы уже выполнили свои части отвода тяжелых артиллерийских систем, а Александр Захарченко сказал: "Теперь на очереди переговоры по политическим вопросам, о том же государственном устройстве Украины".
— И по поводу выборов как раз, один из следующих пунктов?
— Донецкая республика и Луганская собираются свои выборы проводить. Дело в том, что со стороны Украины ничего опять же такого, они вообще пока не говорят ничего по поводу дальнейшего развития ситуации, но если почитать интервью Арсения Яценюка, которое он дал 27 февраля, он там вообще их назвал террористами и другими ругательными словами, и все это не похоже на какие-то такие миролюбивые шаги.