В свободный порт загрузят пол-Приморья
Его зона охватит почти весь юг края
Как стало известно „Ъ“, Минвостокразвития предложило распространить статус свободного порта сразу на семь районов и городских округов Приморья. Резидентами зоны могут стать не только порты, но и аэропорты, предприятия и компании, работающие в туриндустрии. Участники свободного порта получат облегченный налоговый режим, свободную таможенную зону и территорию под развитие своего бизнеса. Однако тех, кто уже работает в ОЭЗ во Владивостоке, новые льготы не коснутся.
В распоряжении „Ъ“ оказался проект закона о свободном порте Владивостока, подготовленный Минвостокразвития. В нем прописаны охватываемые свободным портом территории, условия получения статуса резидента и ведения бизнеса. Как пояснили „Ъ“ в министерстве, проект находится на согласовании с ведомствами, до 30 апреля его направят в правительство.
Предложение наделить Владивосток статусом свободного порта высказал Владимир Путин в послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года. Губернатор Приморья Владимир Миклушевский тогда говорил, что это позволит улучшить логистику и транспортное сообщение между Россией и Азией. В январе стало известно, что в зону свободного порта может попасть почти все побережье края и аэропорт Владивостока. В законопроекте идея сохранилась: в свободный порт включат кроме города почти весь юг Приморья — Артемовский городской округ, Надеждинский, Шкотовский, Партизанский и Хасанский районы — и не имеющий выхода к морю Пограничный район края на границе с КНР.
Чтобы получить статус резидента, нужно согласовать множество документов и получить одобрение управляющей компании, регулирующей деятельность на территориях. Резиденты не должны быть участниками региональных инвестпроектов и иметь филиалы и представительства вне свободного порта. В Минвостокразвития говорят, что на льготы не смогут рассчитывать и компании, включенные ОЭЗ или ТОР.
Из портов рассчитывать на статус резидента потенциально могут Владивостокский (около 20 стивидоров, крупнейший — Владивостокский морской торговый порт группы FESCO, подконтрольной «Сумме» Зиявудина Магомедова), Посьет «Мечела», строящиеся порт Зарубино «Суммы» и угольный терминал «Суходол» Сибирского делового союза и Volga Group Геннадия Тимченко. По мнению совладельца Владивостокского морского рыбного порта Дениса Сарана, льготы, в частности по налогу на прибыль и соцналогам, могли бы снизить расходы на 100-150 млн руб. в год, но процедура получения резидентства слишком сложна. Источник „Ъ“ в портовой отрасли считает, что свободный порт в первую очередь рассчитан на новые проекты. Глава агентства Infranews Алексей Безбородов замечает, что действующих программ, например ОЭЗ, во Владивостоке недостаточно, фактически ею воспользовалась только Sollers. По мнению главы «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова, проект ФЗ о свободном порте во многом базируется на тексте закона о ТОР, но, несмотря на схожесть льгот, свободный порт — менее затратный для бюджета вариант.