Стопроцентная умеренность
Дельфин выступил в Crocus City Hall
Концерт мелодекламация
Андрей Лысиков, выступающий под сценическим именем Дельфин, представил в концертном зале Crocus City Hall свой новый альбом "Андрей". БОРИС БАРАБАНОВ оценил амбициозную концертную программу поэта.
Crocus City Hall — самая объемная московская площадка, где Дельфин давал сольный концерт, и амбиции были серьезные. Рекламную кампанию начали еще в ноябре прошлого года, когда выходил альбом "Андрей". Вместе с альбомом выпустили книгу стихов. Известные люди вроде Кирилла Серебренникова или Ирины Хакамады читали стихи Дельфина в роликах, снятых для YouTube. Дельфин дал столько интервью, сколько, кажется, не давал за все 43 года своей жизни. Чувствовалось, что музыкант, стопроцентно соответствующий понятию "альтернатива", хочет поднять пока не покорявшийся ему вес. Или как минимум привести в концертный зал всех, кому в Москве это в принципе может быть интересно. Даже тех, кто помнит о существовании Дельфина только по бурным 1990-м и точно не оторвется от дивана ради обычного концерта в клубе.
Все титанические усилия вылились почти в полную нижнюю часть Crocus City Hall, где вместо некоторых кресел был организован танцпартер. Верхние трибуны были закрыты. Со скидкой на кризис и плохую погоду можно предположить, что людей, для которых Дельфин предпринял все эти маневры, в Москве наберется тысячи две с половиной — три.
Несмотря на огромный размер сцены "Крокуса", музыканты на ней не потерялись. Во многом помогли экранные панели с довольно сдержанным видеорядом, решенным в стилистике оформления альбома и книги, но лучше всего работал свет. Казалось, что слепящими до боли лучами музыкант компенсирует привычную отстраненность и даже холодность своей мелодекламации. В новой программе он читал тексты и отвечал за все приборы, на которых нужно нажимать кнопки. И эти обязанности не мешали ему прекрасно двигаться на своем рабочем месте. На противоположном фланге буйствовал неизменный гитарист Павел Додонов. Мощную ритмическую основу укрепили барабанщиком Василием Мишугиным.
Солист, как обычно, обошелся без комментариев и без биса. Дельфин вообще очень честен в том, что касается коммуникации со своей публикой. Он делает только то, что умеет. Не умеет говорить с аудиторией — не говорит. Не знает, что делать на бис,— не играет бис. Не сочинил припевов — просто читает стихи под музыку. Для двухчасового шоу в его каталоге есть достаточно мелодий, ставших без преувеличения классикой отечественной альтернативы, и такие песни, как "Весна" или "Серебро", странно обсуждать с точки зрения вокала. Это саундтрек жизни целого поколения, и точка.
Большая часть материала нового альбома располагает к монотонному аккомпанементу и прямолинейной мелодекламации. Подача стихов в треках Дельфина далеко ушла от рэпа, на первый взгляд музыканта с его нынешним саундом и сравнить-то на нашей сцене не с кем. И все же у корреспондента "Ъ" всплыла неочевидная аналогия — с Юрием Шевчуком. Он в последние годы тоже полюбил чтение стихов на однообразной подложке с периодическими "индустриальными" взрывами в аранжировках. А самые лирические четверостишия Дельфина легко представить себе положенными на простые бардовские аккорды.
Концерт Дельфина прошел на следующий день после убийства Бориса Немцова, и журналистское сознание, питающееся стереотипами, помимо воли искало в песнях поэта отзвуки подавленного и нервного настроения Москвы. Легче всего было услышать их в "Саже", "Записи" и, конечно, в тексте песни "Темно" — "Первая в спину, вторая в живот..." и т. д. Но это были просто стихи, написанные по каким-то своим поводам. И каждый слышал в них свое.