Авиакомпании просят льгот
Отрасль хочет масштабной господдержки
Авиакомпании продолжают настаивать на том, что государство должно дать отрасли дополнительные льготы, чтобы поддержать перевозчиков в условиях кризиса. Глава "Аэрофлота" Виталий Савельев говорит не только о полном обнулении НДС на авиаперевозки, но и о новых послаблениях — легализации овербукинга, увеличении субсидий по процентным ставкам по кредитам и др. При этом "Аэрофлот" и другие авиакомпании не готовы делиться льготами с другими участниками отрасли: перевозчики недовольны идеей ввести нулевой НДС на аэропортовые услуги.
Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев предложил ряд мер, которые, по его оценке, могли бы увеличить доход авиаотрасли на 50 млрд руб. в год. По его словам, предложения поддержать доходность отрасли были представлены на прошлой неделе на закрытой части совещания с Дмитрием Медведевым в Самаре. В "Аэрофлоте" поддерживают обнуление НДС на внутренние перевозки (на международные этот налог не действует). Это предложение уже звучало, но пока основным вариантом остается снижение НДС с 18% до 10%. В Минтрансе "Ъ" вчера сообщили, что предложение о снижении до 10% уже направлено в Минфин. Вчера вице-премьер Аркадий Дворкович отметил, что окончательное решение по этому вопросу будет принято в марте.
Впрочем, у господина Савельева были и другие идеи. Можно повысить доходы перевозчиков, если, например, обязать чиновников летать в командировки только отечественными авиакомпаниями или разрешить овербукинг — возможность продавать на рейс на 10-15% больше билетов, чтобы сократить риск убытка из-за неявок пассажиров на рейс. Кроме того, топ-менеджер предложил изменить порядок выдачи госсубсидий по процентным ставкам рублевых кредитов: сейчас субсидии не могут превышать 0,9 от ставки рефинансирования ЦБ (8,5%), которую глава "Аэрофлота" хочет заменить ключевой ставкой — 15%. Виталий Савельев также предложил заморозить тарифы на услуги естественных монополий — хотя бы "на короткий период — год".
Впрочем, льготы для аэропортов (введение нулевого НДС на все их услуги), о которых также шла речь на совещании в Самаре, у авиакомпаний вызвали недовольство. "Аэрофлот" предложил пока повременить с отменой действующей нормы, когда часть аэропортовых услуг просто не облагается НДС (другие услуги облагаются по стандартной ставке 18%). Эта схема позволяет перевозчикам принимать к вычету НДС на аэропортовые услуги. Но при установлении нулевой ставки НДС, говорит собеседник "Ъ" в одной из авиакомпаний, перевозчики не смогут больше принимать НДС к вычету, и их расходы вырастут на соответствующую сумму. Авиакомпании, добавляет он, будут вынуждены возмещать свои дополнительные расходы за счет повышения цен на билеты.
Опрошенные "Ъ" авиакомпании в целом поддержали инициативы "Аэрофлота", в том числе по обнулению НДС на внутренние перевозки и сохранению действующего налогового режима для аэропортовых услуг. Но в "ЮТэйр" также предложили компенсировать процентные ставки по кредитам российских авиакомпаний, превышающих действующую ставку ЦБ, а также установить механизм предоставления госгарантий. Также в авиакомпании предложили снять пошлины с некоторых типов самолетов (емкостью более 300 мест) и временно ввозимых иностранных вертолетов, аналоги которых не производятся в РФ. В "Сибири" (S7) тоже поддержали инициативу "Аэрофлота" изменить порядок субсидирования перевозок на Дальний Восток — разрешить авиакомпаниям распределять льготные места на рейсы в зависимости от сезона.
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко считает, что сейчас наиболее остро стоит вопрос доступности процентных ставок по кредитам. Кроме того, добавляет он, до сих пор отсутствует механизм гибкого распределения рисков между авиакомпаниями и аэропортами, что создает тяжелую финансовую нагрузку в кризис. Но, считает эксперт, при текущем сверхвысоком уровне конкуренции на внутренних маршрутах перевозки никогда не будут прибыльными.