Что-то поехало не так
УФАС рекомендовало мэрии Перми приостановить конкурсы на распределение автобусных маршрутов
Мэрия Перми вчера на неопределенный срок приостановила конкурсные процедуры по распределению автобусных маршрутов. Причиной разбирательства стало обращение в УФАС одного из владельцев автобусов, недовольного работой конкурсной комиссии, отказывающей предпринимателям в участии в конкурсе из-за несоответствия данных в паспортах транспортных средств (ПТС).
Очередное заседание конкурсной комиссии по распределению автобусных маршрутов вчера не состоялось. Рекомендация к приостановлению конкурсных процедур поступила от УФАС по Пермскому краю. Письмо антимонопольного ведомства было направлено в департамент дорог и транспорта 27 февраля, в нем УФАС рекомендует организатору торгов приостановить какие-либо действия в рамках проводимых или уже проведенных конкурсов на осуществление пассажирских перевозок в Перми. По мнению антимонопольного органа, конкурсные процедуры необходимо приостановить до завершения внеплановой проверки, которую инициирует ведомство в отношении департамента и конкурсной комиссии. Как рассказал „Ъ“ и.о. руководителя Пермского УФАС Антон Удальев, у ведомства есть серьезные вопросы к конкурсной комиссии и организатору торгов: многие заявки перевозчиков были отклонены из-за несоответствия паспортов транспортных средств. С жалобой на действия комиссии в УФАС обратился один из перевозчиков. «Мы должны системно разобраться в проблеме, обратиться за разъяснениями в ГИБДД», — пояснил господин Удальев. По его словам, предложение приостановить конкурсные процедуры ведомство направило в минувшую пятницу, и оно носило рекомендательный характер. Рассмотрение жалобы перевозчика, по словам господина Удальева, продлится до трех недель. Он отметил, что ПТС выдается и оформляется сотрудниками ГИБДД. «Перевозчик не имеет права вносить какие-либо изменения в этот документ в части информации о транспортном средстве. Однако из решений конкурсной комиссии можно сделать вывод, что сотрудники ГИБДД допускают формальные ошибки при заполнении ПТС. Возникает вопрос: имеет ли право конкурсная комиссия проверять правильность оформления ПТС, если законодательство наделяет этими полномочиями ГИБДД?» — отметил господин Удальев.
Напомним, порядок проведения конкурсов на право заключения договора на осуществление перевозок утвержден депутатами Пермской гордумы в декабре 2013 года. Основные конкурсные параметры: средний срок эксплуатации транспортных средств (ТС), удельный вес ТС с низким расположением пола, средний экологический класс ТС и количество автобусов, работающих на газу. Законность документации подтвердили суды всех инстанций.
Распределение маршрутов пройдет в несколько этапов. Уже состоялось вскрытие конвертов по нескольким маршрутам. Из тридцати конкурсов, проведенных департаментом, на сегодняшний день победители выявлены только по одиннадцати. Некоторые маршруты не заинтересовали владельцев автобусов из-за низкой рентабельности. Несколько заявок перевозчиков были отклонены из-за того, что конкурсная комиссия выявила нарушения в ПТС.
В администрации Перми подтвердили факт получения письма от антимонопольного ведомства. «В администрации Перми в курсе обращения перевозчика в УФАС, и отнеслись к этому спокойно. Уже стало банальностью, когда отдельные перевозчики, которые не могут соответствовать заявленным требованиям, пытаются затормозить конкурсные процедуры, обращаясь в разные инстанции. Департамент дорог и транспорта при проведении конкурсных процедур действует строго по закону. Перевозчики уже пытались оспорить критерии конкурса в суде. Документация устояла в трех инстанциях, что показывает высокое качество подготовки документов. Сегодня вечером будет совещание в УФАС, где мы разберемся в сути обращения и сформируем свою юридическую позицию», — пояснили „Ъ“ в департаменте дорог и транспорта. В ведомстве отметили, что интересы пассажиров не будут затронуты, поскольку в силе решение гордумы, позволяющее продлить договоры с уже действующими перевозчиками в случае, если до 1 апреля по каким-либо причинам конкурсная процедура на маршрут не состоится.
В департаменте также пояснили, что конкурсная комиссия руководствуется утвержденным городской думой Положением о проведении конкурсных процедур, где четко прописаны требования к документации. «Члены конкурсной комиссии исключают двоякую трактовку норм закона, которая может привести к возникновению коррупциогенного фактора, и оценивают документ строго в соответствии с Положением», — отметили в департаменте и добавили, что после первого вскрытия конвертов около 80% конкурсных процедур не состоялось, что было связано с чисто техническими моментами. Уже на второй раз количество этих ошибок сократилось вдвое, при вскрытии конвертов 16 февраля этих ошибок уже практически не было. «То есть большинство перевозчиков нормально отнеслись к требованиям, сходили в ГИБДД и внесли соответствующие правки», — подытожили в департаменте.