Праздник уходит
Coca-Cola закрывает нижегородское производство
Компания Coca-Cola Hellenic закрывает в Нижнем Новгороде производство безалкогольных напитков объемом 250 млн л в год, работавшее в регионе с 1996 года, и перераспределяет мощности между своими модернизированными площадками в других регионах. По соглашению сторон нижегородское производство покинули 100 человек. Закрытие производства эксперты объясняют продолжающимся падением российского рынка безалкогольных напитков и удорожанием импортного сырья.
Как стало известно „Ъ“, Coca-Cola Hellenic Bottling Company (ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия») закрывает производство безалкогольных напитков на заводе в Нижнем Новгороде. «С 2012-го по 2014 год Coca-Cola Hellenic активно инвестировала в проекты по модернизации собственных производственных мощностей в России, запустив 15 новых линий. И сейчас мы приняли решение перевести объемы продукции, производимой на двух устаревших линиях в Нижнем Новгороде, на соседние модернизированные площадки», — подтвердили „Ъ“ в пресс-службе компании. В частности, объем продукции, ранее производимой на заводе в Нижнем Новгороде, будет перераспределен на заводы Coca-Cola в Самаре (+22% к плану), Орле (+16,4% к плану), Москве (+0,1% к плану), Истре (+7,8% к плану) и Ростове (+3,7% к плану).
Что касается дальнейшего присутствия Coca-Cola в Нижнем Новгороде, то компания сохранит здесь место своей юридической регистрации, а также продолжит работу в качестве торгового и дистрибуционно-логистического центра. На сегодняшний день в различных подразделениях Coca-Cola Hellenic в регионе работают около 700 человек. Как уточнили в компании, на производственных линиях были заняты 100 человек, с которыми вчера расстались «по соглашению сторон». При этом до конца 2015 года Coca-Cola Hellenic планирует усилить расположенные в Нижнем центры обслуживания клиентов и оказания финансовых услуг и довести численность персонала в регионе до уровня 2014 года.
• Coca Cola Hellenic Bottling Company представлена в России ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». Владеет десятью заводами в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Орле, Самаре, Екатеринбурге, Ростовской области, Новосибирске, Красноярске и Владивостоке. По данным Kartoteka.ru, в 2013 году выручка ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» составила 67 млрд руб., чистый убыток — 260 млн руб.
Нижегородский завод Coca-Cola Hellenic выпускал 30 видов продукции: Coca-Cola, Coca-Cola Light, Sprite, Fanta, питьевую воду BonAqua, холодный чай Nestea, Powerade и сиропы для установок. На предприятии работали две производственные линии: ПЭТ (розлив в пластиковую бутылку), рассчитанная на объемы 0,5 л, 1 л, и 2 л, и асептическая линия по розливу чая Nestea объемом 0,5 л. Полная мощность завода составляет 250 млн л продукции ежегодно. По итогам 2014 года он выпустил 140 млн л напитков.
Это не первая оптимизация производства The Coca-Cola Company в России. В июне прошлого года компания закрыла два российских завода по производству соков: в подмосковных Котельниках и Новосибирске. Ликвидацию предприятий совокупной мощностью 560 млн л в год, входящих в ООО «Нидан соки», в Coca-Cola объясняли сокращением российского сокового рынка. В 2013 году он упал на 5%, и компания решила развивать этот бизнес на базе более эффективного своего актива — ЗАО «Мултон» (владеет двумя заводами в подмосковном Щелково и Санкт-Петербурге суммарной мощностью свыше 790 млн л в год и производит соки под брендами «Добрый», Rich, «Моя семья»).
По данным президента Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрия Петрова, в 2014 году объем производства газированных напитков в России составил около 3,8 млрд л, оставшись на уровне 2013 года. «Начало года было неблагоприятным, продажи значительно упали, но за счет удачного лета вышли на уровень 2013 года и даже несколько возросли», — комментирует эксперт.
Аналитик инвестхолдинга «Финам» Тимур Нигматуллин отмечает, что закрытию нижегородского производства также способствовал рост конкуренции с пивоваренными заводами. «Из-за ужесточения государственного регулирования часть пивоваренных заводов выходит на безалкогольный рынок, конкуренция повышается и рентабельность производства соответственно снижается», — отмечает аналитик. По его словам, рентабельность производства газированных напитков падает также из-за роста рублевых цен на концентраты для производства соков и газированных напитков, поставляемые из-за рубежа, а также роста цен на сахар. Кроме того, производство с оборудованием двадцатилетней давности само по себе экономически нецелесообразно, полагает господин Нигматуллин.
В 2015 году аналитики прогнозируют дальнейшую стагнацию российского рынка безалкогольных напитков. По оценкам Тимура Нигматуллина, за год продажи могут упасть на 12,5% — до 200 млрд руб. Причем, по мнению эксперта, больше просядет рынок соков, рентабельность производства которых сильнее зависит от стоимости концентратов. «Объемы производства и продаж в этом сегменте будут зависеть, во-первых, от макроэкономических показателей, а во-вторых, от того, насколько жарким будет лето. Чем жарче лето, тем больше газированных напитков употребляется, хотя при снижении доходов населения часть потребителей может перейти на воду», — заключает Дмитрий Петров.