Бизнес пересаживается в эконом
Деловая авиация опустилась на уровень 2009 года
Кризис в России и на Украине сильно ударил по показателям деловой авиации: в 2014 году количество рейсов из СНГ в Европу снизилось на 23%. Бизнес-перевозки из России упали на 18%, а с Украины — более чем вдвое. Показатели января также не дают повода для оптимизма: число бизнес-полетов из России в Европу уменьшилось на 22,5%, до уровня кризисного 2009 года. На этот раз на фоне санкций и ограничений на выезд чиновников и силовиков на рынке быстрого восстановления не ждут, но рассчитывают, что от внутренних бизнес-рейсов клиенты не откажутся даже в условиях сокращения расходов. Основными направлениями должны стать Сочи, Крым и Сибирь.
Немецкое исследовательское агентство Wings Advance опубликовало результаты работы мирового рынка деловой авиации в 2014 году. По его итогам было зафиксировано резкое сокращение количества бизнес-рейсов между Европой и СНГ — на 23,4%. Основное падение пришлось на Украину (спад на 56%, до 10,7 тыс. рейсов) и РФ (на 18%, до 21,7 тыс. рейсов). Это сказалось и на показателях Европы: в 2014 году падение числа рейсов составило 0,6%. Среди 20 стран региона наибольший прирост у Финляндии (102,8%), Греции (13,3%), Турции (7%) и Франции (5,2%).
С марта по декабрь 2014 года сегмент деловой авиации в России демонстрировал непрерывное падение, по данным Wings Advance. Его пик пришелся на август и сентябрь, когда число рейсов сократилось на 19,9% и на 27,4% соответственно. Осенью темпы месячного падения замедлились до 14%, но в декабре выросли до 16%. Так, за год количество вылетов из крупнейшего российского аэропорта деловой авиации Внуково-3 упало на 13,6%, до 12,3 тыс. рейсов. В исследовании отмечается, что число полетов деловой авиации из России сократилось практически по всем направлениям, за исключением Франции (рост 1,7%), Испании (28,6%), Швеции (150%) и Польши (12,5%). Наиболее заметно сократилось авиасообщение с Германией (13,3%), Швейцарией (21,2%), Норвегией (57,1%), Турцией (30,8%), Бельгией (57%) и Украиной (58%).
Гендиректор компании Air Charter Service Азат Мулгимов считает, что ситуация на российском рынке объясняется украинским конфликтом и падением российского рубля в конце года, но подчеркнул, что статистика Wings Advance не отражает внутренние российские рейсы и перелеты внутри СНГ и судить о колебаниях российского рынка на ее основе нельзя. По данным Air Charter Service, число внутрироссийских рейсов несколько выросло, увеличилась популярность Симферополя и аэропортов Краснодарского края (Сочи, Геленджик, Анапа и Краснодар). Азат Мулгимов отмечает, что количество перелетов, связанных с бизнесом, стало больше, но число перелетов на отдых сократилось — пассажиры готовы отказаться от бизнес-джета в пользу первого класса, но не готовы экономить на деловых перелетах.
Но данные Wings Advance за январь показывают, что ситуация в европейском сегменте деловой авиации продолжает ухудшаться: полеты сократились на 5,8%, до уровня января 2009 года. Российский рынок просел на 22,5%, а украинский — почти на 60%, и полеты из СНГ упали на 33,2%.
Вице-президент Объединенной национальной ассоциации деловой авиации Евгений Бахтин говорит, что ситуация на российском рынке деловой авиации напоминает кризис 1998 года: тогда в сегменте также наблюдалось резкое падение, но затем следовало восстановление. Сейчас, по его словам, вряд ли стоит ожидать значительного роста сегмента с учетом ограничений на выезд за рубеж для сотрудников госкомпаний и чиновников. Сокращение перелетов за рубеж могут компенсировать бизнес-перевозки внутри страны, считает господин Бахтин, на маршрутах в Сочи, Крым, а также в Сибирь, где начнется масштабное строительство, в том числе газопровода "Сила Сибири". Господин Мулгимов считает, что рынок бизнес-авиации "пока колеблется", но поскольку бизнес приспосабливается к кризисным условиям, то сегмент может восстановиться. Он добавил, что основная дестабилизация спроса связана с курсом валют (большая часть операторов — европейские авиакомпании, оценивающие услуги в евро), ситуация должна улучшиться, когда прекратятся валютные колебания, а основной тенденцией 2015 года станет сдвиг предпочтений в пользу воздушных судов меньшей емкости.