Правила игры
с китайцами зависят от того, считать их инвесторами или конкурентами, замечает обозреватель отдела бизнеса Анатолий Джумайло
Россия сейчас крайне заинтересована в сотрудничестве с КНР, рассчитывает на китайские деньги и активно приглашает Пекин участвовать в развитии инвестпроектов. Более того, как писал вчера "Ъ", китайцам могут предложить даже контроль в стратегических месторождениях. На фоне западных санкций России приходится идти на уступки, но, как выясняется, в ряде случаев сдавать рынки готовы далеко не все.
Выступая на Красноярском экономическом форуме, гендиректор "Русала" Владислав Соловьев заявил, что эмбарго на экспорт необработанного сырья из Индонезии, введенное в январе 2014 года, не принесло алюминиевой отрасли ожидаемого результата. Китай, крупнейший производитель в отрасли, стал замещать бокситы из Индонезии, на которые приходилось 60%, импортом из других стран. "Поэтому наши усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы практику Индонезии попробовать распространить и в Малайзии, чтобы сохранить баланс спроса и предложения, который выгоден России, в Азиатско-Тихоокеанском регионе",— заявил господин Соловьев (цитата по "Интерфаксу").
Ведутся ли уже такие переговоры с властями Малайзии и участвуют ли в них другие игроки, в "Русале" не говорят и вообще обсуждают тему крайне неохотно. В правительстве Малайзии и крупнейших алюминиевых компаниях пояснений не дают. Но если "Русал" — один или с коллегами по отрасли — действительно займется лоббированием эмбарго, убедить в целесообразности запрета Куала-Лумпур ему будет нелегко.
После того как Индонезия закрыла экспорт бокситов, с рынка ушло около 50 млн тонн сырья, основным потребителем которых был Китай (его потребности в импорте оцениваются в 37 млн тонн, а снижать производство алюминия даже при профиците металла на мировом рынке страна не собиралась). До 2014 года Малайзия добывала около 200 тыс. тонн бокситов в год, однако в прошлом году плотину прорвало: за январь--сентябрь страна, по оценкам агентства CRU, экспортировала в Китай около 1,3 млн тонн, а в 2015 году экспорт может достигнуть 7,5 млн тонн. Именно бокситы помогают загружать порты, которые простаивали на фоне снижения цен и объемов добычи железной руды.
Мои собеседники в отрасли указывают, что на мировые цены на бокситы потенциальная договоренность с Малайзией не повлияет. Но оно вполне может увеличить долю неэффективных алюминиевых мощностей КНР (поставки из Африки будут заметно дороже), и это еще на какое-то время сумеет сдержать натиск китайского алюминия на мировой рынок. Вопрос в том, что предложат Куала-Лумпуру "Русал" и другие игроки взамен выпадающих экспортных доходов, ведь российская компания уже обеспечена сырьем на много лет вперед и вряд ли заинтересована в еще одном зарубежном проекте.