Торговля России с Азией упирается в нетарифные ограничения
Мониторинг / мировая торговля
В московском Центре международной торговли (ЦМТ) исследовали импорт и экспорт России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) с целью ответить на вопрос, каковы перспективы расширения взаимной торговли и с какими барьерами столкнутся российские компании на этих рынках. Результаты исследования были представлены 27 февраля на Красноярском экономическом форуме. Напомним, на фоне увеличения взаимных внешнеторговых ограничений между Россией и развитыми странами АТР (за исключением США и Японии) расценивается чиновниками как площадка для расширения российских поставок. Россия занимает четвертое место в экспорте стран региона (2,9%), уступая США, Китаю, Японии и Корее. В то же время экспорт из РФ в страны АТР в 2014 году составлял 29% (в ЕС — 51%) всех поставок за границу, а импорт из стран АТР в РФ — 38%, что сопоставимо с долей импорта из ЕС (40%). Наиболее дифференцирован российский экспорт в США, Китай, Индию и Корею, хотя минеральное топливо занимает львиную долю поставок в регион, но за последние четыре года увеличивались поставки лишь в Японию, Корею и Сингапур, хотя 14% импорта Тайваня занимает продукция из РФ.
В ЦМТ также проанализировали конкурентоспособность отдельных продуктов на рынках региона, считая такими товары, объем ввоза которых составляет не менее $100 млн и не менее 3% всего импорта. Помимо Тайваня планку в 3% преодолели Корея и Япония. Однако если рассматривать отдельные товары в разрезе поставок в каждую страну (в том числе Китай), то наиболее конкурентоспособным остается сырье — нефть, лес, металлы, уголь и дистилляты. Единственное, что выбивается из общей картины,— резкий рост поставок урана в Корею — с 6,6% импорта в 2012 году до 35,7% в 2014 году, а также "конкурентные" поставки в Индию, которые складываются из серебра, алмазов, меди и калийных удобрений. Продукции с заметной степенью переработки, в том числе машиностроения либо электротехники, среди конкурентных поставок в страны АТР не обнаружено. Заметно расширить российские поставки на рынки отдельных стран региона будет крайне непросто: в отношении отечественных продуктов переработки, в том числе сельского хозяйства, в регионе действуют ограничительные меры, лишь 5% которых касаются понятного чиновникам и компаниям антидемпинга, тогда как 60% ограничений складываются из мер технического регулирования и фитосанитарного контроля.