Даты
50 лет назад «Огонек» рассказывал о спасении советскими пограничниками японских рыбаков со шхуны «Кие-Мару», разбившейся в шторм о скалы у Курильских островов
50 лет назад "Огонек" рассказывал о спасении советскими пограничниками японских рыбаков со шхуны "Кие-Мару", разбившейся в шторм о скалы у Курильских островов. Героем этой публикации стал молодой ефрейтор Александр Мальцев. Рискуя жизнью, он спустил со скалистого берега в бурлящую воду трос, с помощью которого пограничники спасли почти весь экипаж тонущего японского судна (радист и капитан, до последнего остававшийся на борту, утонули).
"Мы его посылали в Москву на слет лучших пограничников как представителя Курил",— так рекомендовал Мальцева офицер погранотряда острова Шикотан. "Приехал я сюда страшным размазней,— откровенно заявлял корреспонденту "Огонька" сам юноша.— И страдал я невероятно: жизнь кончилась... Я тогда к армии относился, как некоторые наши пижоны: потерянное время, и все. Собирался в Московский инженерно-физический, а тут после 11-го класса меня призвали". "Как Саша относится к армии сейчас и чему его научила служба в погранвойсках, можно и не спрашивать: его фотография висит в комнате боевой славы,— рассказывал журнал.— Там о ефрейторе Мальцеве, секретаре комсомольской организации подразделения, отличнике боевой и политической подготовки, награжденном двумя медалями, были сказаны по-военному лаконичные, но очень теплые слова".
"То, что героические личности в очерках мало и неохотно говорят о себе,— это жестокий литературный штамп,— замечал корреспондент "Огонька".— Но что делать. Саша оказался именно такой личностью... "Как это было, Саша?" — "Да нормально". "Сильный был шторм?" — "Сильный".— "В воду лазили?" — "Ребята лазили".— "А вы?" — "Тоже немножко лазил"". Завершив разговор, "Саша Мальцев ловко прыгнул в седло". "Сидел он на лошади лихо и щеголевато, это было похоже на плакат: стройный, подтянутый парень, в зеленой фуражке, с биноклем на груди и автоматом за плечами, на гимнастерке — значки "Отличный пограничник" и "Отличник Советской армии"",— писал журнал. "Не было подвига, была обычная добросовестная служба",— говорит сегодня герой "Огонька" 1965 года 70-летний Александр Мальцев.