Срок годности
Губернатор Виктор Басаргин, не добившись в 2014 году досрочного переизбрания на занимаемый пост, постарался с пользой провести время до конца полномочий. Ему удалось установить контроль за краевой столицей, наладить отношения с парламентским корпусом, обеспечить лояльную информационную повестку в краевых и районных СМИ. Впрочем, эксперты уверены, что это стало возможным за счет снижения интереса к внутриполитическим событиям со стороны федеральных властей и выхода на первый план экономической и внешнеполитической проблематики.
Прошедший 2014 год для элиты Пермского края прошел в ожидании возможных выборов главы региона, которых здесь не было с 2000 года. О желании Виктора Басаргина войти в число губернаторов, отправившихся на досрочное переизбрание, заговорили еще в самом начале года. Информация подтвердилась после того, как он на официальной встрече с президентом РФ Владимиром Путиным поднял вопрос о возможности побороться за пост главы региона на выборах уже в 2014 году, не дожидаясь окончания полномочий в 2017 году. Впрочем, желанию не было суждено реализоваться в столь короткие сроки. Как потом рассказал сам господин Басаргин на пресс-конференции, Владимир Путин «по-доброму и откровенно сказал „не дергаться“ и пообещал вернуться к этому вопросу в конце года, „если не пропадет желание“».
Взятый для переизбрания тайм-аут Виктор Басаргин логично решил направить на усиление собственных позиций как на уровне региональной столицы, так и в законодательном собрании Пермского края. Для решения первой задачи была реализована рокировка. Так, глава администрации Перми Анатолий Маховиков объявил о том, что принял предложение губернатора занять пост первого заместителя председателя правительства края, усилив тем самым клан вице-премьера Олега Демченко. На ставшую вакантной должность в город был направлен Дмитрий Самойлов, которому в качестве главы администрации губернатора не удавалось выстроить конструктивные отношения с депутатами заксобрания.
Выбрать всем миром Назначение в городскую администрацию сопровождалось широким общественным резонансом проекта «Народное голосование», по одной из версий, инициированного пермскими политиками во главе с депутатом заксобрания края Дмитрием Скривановым. В рамках этого начинания к отбору сити-менеджера подключили широкую общественность, организовав опрос жителей города о поддержке кандидатов, претендующих на пост сити-менеджера. Официальными инициаторами и идеологами этого проекта стали московские политологи Константин Калачев и Алексей Васильев, а непосредственными участниками — пермские депутаты Игорь Папков, Алексей Луканин, бизнесмены Александр Бесфамильный и Сергей Титов, которые выдвинули свои кандидатуры на пост сити-менеджера. В стороне от этого проекта, помимо самого Дмитрия Самойлова и кандидатов-«торпед», остался только бывший депутат заксобрания края Андрей Агишев. Для дезавуирования эффекта «Народного голосования» краевыми властями был запущен проект-клон с названием «Народные выборы». Итогом противостояния стало то, что участвовать в конкурсе на должность главы администрации вызвались десять человек — беспрецедентное для региона число интересантов. Решение конкурсной комиссии, впрочем, оказалось бескомпромиссным: на суд Пермской гордумы была вынесена только одна кандидатура Дмитрия Самойлова, который и получил поддержку депутатов.
В новом для себя статусе он занялся формированием собственной команды. Она была усилена первым заместителем — Андреем Шагапом, до этого являющимся краевым министром по управлению имуществом и земельными отношениями. Остальные перестановки проводились на уровне глав департаментов, а не заместителей Дмитрия Самойлова. Департамент имущественных отношений возглавил коллега Самойлова по работе в ОАО «Ростелеком» Александр Хаткевич вместо Людмилы Толмачевой, отставки которой требовали депутаты во главе с Владимиром Плотниковым. Еще один сторонник последнего — депутат Денис Ушаков возглавил управление капстроительства.
Департамент земельных отношений вместо Ларисы Пунгиной возглавила супруга министра природных ресурсов края Константина Черемушкина Елена Товмасян.
«Давайте жить дружно» Налаживать отношения с парламентским корпусом вместо Дмитрия Самойлова было поручено Алексею Фролову, который пошел на повышение с заместителя до главы администрации губернатора. Его первые шаги дали результаты. Так, например, вызывавший массу вопросов депутатов законопроект главы региона по внесению изменений в бюджет края на 2014–2016 годы впервые за всю практику был отозван. Компромиссный вариант расходов был принят сразу в двух чтениях в июне.
Достаточно «мягко» прошла и реформа местного самоуправления, запущенная федеральными властями. Несмотря на значительное количество законопроектов (всего пять) с разными вариантами избрания органов местной власти, был принят вариант, предполагающий отмену прямых выборов глав районов и округов, в том числе и Перми. Он был разработан в администрации губернатора, но внесен советом муниципальных образований. Четыре других варианта, несмотря на многочисленные различия, объединяло одно, но самое главное — прямые выборы глав территорий.
В прошлом году существенно ослабилось противостояние правительства и неофициального парламентского объединения депутатов заксобрания «Группа товарищей» во главе с Дмитрием Скривановым. Впрочем, во многом это связано не с активностью Алексея Фролова, а с трудоустройством депутата в качестве директора Фонда развития моногородов при Внешэкономбанке. Активность депутата в краевом парламенте в связи с появлением нового фронта деятельности, таким образом, существенно снизилась. Его функционал организатора в «Группе товарищей» не подхватил ни один из его сторонников. Поэтому вопрос о сохранении прежней активности неофициального объединения до конца 2014 года оставался открытым. «Дмитрий Скриванов ослабил свое влияние в краевом парламенте. Вопрос: временная ли это ситуация или она будет прогрессировать? На мой взгляд, все будет зависеть от того, какие перспективы откроются для господина Скриванова на федеральном уровне и насколько бесперспективной покажется его деятельность здесь. Логика подсказывает, что внимания Пермскому краю он будет уделять меньше. Хотя Скриванов давно работает по формированию нового состава заксобрания, и для него несвойственно ослаблять свою команду», — полагает политтехнолог Александр Пахолков. Он считает, что перенять лидирующую роль в «Группе товарищей» могли бы лидер фракции «Справедливая Россия» Алексей Луканин либо руководитель единороссов Юрий Борисовец.
Перспективы созданного в 2014 году Дмитрием Скривановым инструмента влияния на общественное мнение — медиахолдинга (газеты «В курсе», «Пермская трибуна», радио «Эхо Москвы в Перми») эксперты оценивают сдержанно. «С экономической точки зрения будущее печально: на уровне Пермского края без больших бюджетных денег можно говорить только об оптимизации убытков. При этом всем игрокам ясно, что в ситуации на февраль 2015 года администрация губернатора готова дать денежные средства, но весь вопрос в том, под какие договоренности. С политической точки зрения в повестке обсуждаемых выборов губернатора и федеральных выборов 2016 года созданный медиаинструмент позволит соблюсти в регионе политический баланс. Прежде всего, он позволит сохранить присутствие команды Скриванова в заксобрании и заодно „приглядывать“ за действиями команды Виктора Басаргина», — говорит политконсультант Алексей Чусовитин.
Впрочем, эксперты уверены, что «свято место пусто не бывает», а потому острое противостояние из стен заксобрания края в перспективе может переместиться в Пермскую гордуму. «Окраска новой дискуссии будет не политическая, а экономическая. Я думаю, что к середине нынешнего года главным оппонентом краевой исполнительной власти может стать думское большинство Перми. Причины этого в том, что в городе сохраняется серьезный финансовый ресурс даже в условиях сжатия экономики. Сейчас ситуация развивается именно в этом направлении», — считает политконсультант Сергей Ильин.
К концу года краевым властям, несмотря на конфликт замглавы администрации губернатора Кирилла Маркевича с экс-председателем краевого Союза журналистов Ольгой Лоскутовой, удалось установить контроль и над медийной сферой. Так, после отказа администрации размещать государственный и муниципальный заказ в изданиях ИД «Компаньон» (прежде всего в газете «Пятница») пост главного редактора фактически главной оппозиционной в Перми газеты «Новый компаньон» оставил Игорь Лобанов. Под руководством его преемника — Валерия Мазанова риторика и контент издания стали более компромиссными. «Перезагрузились» и отношения с районными изданиями, которые в начале 2015 года получили серьезную финансовую поддержку властей, но уже на более жестких условиях. Таким образом, и они оказались под контролем Кирилла Маркевича.
Масштабная «перезагрузка» Для повышения эффективности работы правительства губернатор инициировал его «перезагрузку» в январе 2015 года. Так, своих должностей лишились «социальный» вице-премьер Надежда Кочурова, на место которой пришли депутат заксобрания края и директор лицея №10 Ирина Ивенских и проректор Уральской государственной медакадемии Ольга Ковтун. В отставку отправлены и зампредседателя правительства Владимир Капищенко, отвечающий за общественную безопасность, министр по делам Кизеловского угольного бассейна Олег Сухоруков. Министр строительства и архитектуры края Дмитрий Бородулин был назначен первым заместителем министра финансов. Эксперты не исключают, что в перспективе он пойдет на повышение, окончательно заняв место главы минфина Ольги Антипиной. На должность руководителя минстроя был назначен лояльный краевым властям депутат Виктор Федоровский.
Единственным неожиданным и не вписывающимся в общую стратегию решением стала отставка Алексея Фролова, который в целом справился с задачей по налаживанию связей с депутатами. Официальным объяснением этого стали «семейные обстоятельства», по другим данным, чиновник уволен за поддержку связей с оппонентами губернатора. Кто займет вакантное место, пока не известно, но фактическим руководителем администрации называют Кирилла Маркевича, который до этого преимущественно отвечал за информационную политику. На него, вероятно, может быть возложена ответственность и за электоральные процессы в регионе. Таким образом, на сегодня единственной фигурой, не вписывающейся в команду Виктора Басаргина и его приближенного Олега Демченко, остается премьер Геннадий Тушнолобов.
Алексей Чусовитин объясняет кадровую чистку «осознанным наращиванием политических рисков». «Это административно оформленная интуиция губернатора, что региональные и федеральные элиты примут любые, даже самые садомазохистские правила игры в Пермском крае. Чем меньше понимания относительно раскладов в регионе, тем проще управлять. Отныне в Прикамье есть только один игрок, и это сам губернатор, остальные вынуждены подстраиваться под его виденье. В ближайшие два месяца в Москве и Нижнем Новгороде окончательно опустят руки и скажут, что „пермской ситуацией никто не владеет, конечно, кроме самого Виктора Басаргина“. Самое важное, что в такой ситуации крошатся не только институциональные, клановые и человеческие связи. Что это, если не абсолютная перезагрузка территории, которую и должен был запустить новый губернатор?» — говорит господин Чусовитин.
Эксперты подытоживают, что позиции Виктора Басаргина за 2014 год и начало текущего года значительно усилились. «Сейчас в городе у него свой сити-менеджер, заксобрание принимает нужные для властей, хоть и спорные законопроекты. И череда произошедших отставок свидетельствует только об усилении этих позиций», — отмечает Александр Пахолков. Алексей Чусовитин соглашается с этой оценкой: «Если в 2013 году пермская элита диктовала губернатору свои условия, то итогом 2014 года стало то, что всем пришлось подстраиваться под Виктора Басаргина». Впрочем, эксперт не видит в этом достижении заслуг самого губернатора. На его взгляд, на руку во внутриполитических процессах сыграл экономический кризис в РФ и внешнеполитическая повестка (ситуация на Украине, присоединение Крыма). «Проблемы местного значения, которые так волновали в прошлом году, сейчас в масштабе общей ситуации в экономике выглядят незначительно», — соглашается Сергей Ильин.
Эксперты считают, что сценарий переизбрания Виктора Басаргина с учетом усиления его позиций и «перезагрузки» правительства остается вполне реальным. Аргументом за такой вариант выступает возраст губернатора, уверенность в собственных силах в условиях отсутствия реальных политических конкурентов, в частности, Дмитрия Скриванова, также заинтересованного в том, чтобы опробовать свои силы в борьбе за главный пост в регионе, а также экономическая нестабильность, которая негативно может сказаться на избираемости Виктора Басаргина в 2017 году. С другой стороны, аргументом против проведения выборов в наступившем году станет опять-таки внешнеэкономическая ситуация и экономическая конъюнктура.