Иран усиливает позиции в Ираке
Наступлением на "Исламское государство" командует иранский генерал
Иран напрямую подключился к операции против "Исламского государства" (ИГ) в Ираке. Иранский бригадный генерал возглавил спонсируемые Тегераном шиитские формирования, ставшие ударной силой наземной операции на фоне массового дезертирства в иракской армии. Эксперты предупреждают, что ставка на шиитов в борьбе с ИГ может иметь и обратный эффект — увеличение финансирования "Исламского государства" со стороны суннитских стран Персидского залива, что неизбежно приведет к его усилению.
Правительственные силы Ирака начали наступление на позиции боевиков ИГ в Тикрите сразу с трех направлений (см. "Ъ" от 2 марта). Эта операция, по замыслу властей, должна сыграть решающую роль в ходе военной кампании, выбив радикальных исламистов с территорий в центральной части страны, занятых прошлым летом. Ударной же силой войск, насчитывающих 30 тыс. человек, стали шиитские подразделения, действия которых, как выясняется, координирует командующий спецназом иранского Корпуса стражей исламской революции генерал Гасем Сулеймани.
Одобрение участия Ирана в наземной операции против ИГ не раз высказывали США, возглавляющие силы международной коалиции в Ираке и Сирии. Позитивную роль шиитских формирований публично признавал и иракский премьер Хайдер аль-Абади. Осенью они помогли иракской армии отразить наступление боевиков ИГ на Багдад (см. "Ъ" от 16 октября).
"Ряды иракской армии редеют из-за массового дезертирства военнослужащих-суннитов. Шиитские группировки, в частности, "Бригады Бадра", вышли на первый план,— объясняет "Ъ" эксперт расположенного в Дубае фонда Risk Insurance Management Теодор Карасик.— Уже сейчас численность этих формирований в составе правительственных сил в два раза превосходит подразделения регулярной армии".
По данным Вашингтонского института Ближнего Востока, состав иракской армии из-за дезертирства сократился за последние пять лет в четыре раза — до 48 тыс. За то же время шиитские группировки, чью численность оценивают более чем в 100 тыс., взяли под контроль почти треть территории страны — от южного Ирака до нефтеносной провинции Киркук на севере. "Это произошло благодаря их спонсору и идейному вдохновителю — Тегерану,— считает Теодор Карасик.— Особенно роль Тегерана в Ираке выросла при правительстве Хайдера аль-Абади: были основаны десятки компаний и агентств, поддерживающих шиитские группировки. В конечном же итоге власти Ирана надеются установить полный контроль над соседней страной. И борьба международной коалиции с ИГ для них весьма кстати".
Однако усиление и легитимизация шиитских группировок не устраивают арабов-суннитов, составляющих около 20% 30-миллионого населения Ирака. С суннитским населением шиитские боевики обращаются хуже, чем боевики ИГ. Так, в конце января, при наступлении на провинцию Дияла, откуда были выбиты подразделения ИГ, от рук боевиков "Бригад Бадра" погибли десятки мирных жителей, чье убийство было подано шиитскими формированиями как "казнь предателей".
"С одной стороны, такое положение вредит национальному примирению в Ираке, за которое выступают США. И вообще оно идет вразрез с американскими интересами, так как шиитские группировки активно противостоят США с момента свержения режима Хусейна,— говорит Теодор Карасик.— С другой стороны, ситуация не так уж катастрофична для США, учитывая их сближение с Тегераном и тот факт, что в нынешнем военном конфликте американцы оказались по одну сторону баррикад с шиитами. В конечном итоге многое будет зависеть от хода переговоров по иранской ядерной программе".
Впрочем, эксперты предупреждают, что ставка на шиитов в борьбе с ИГ может иметь и обратный эффект — увеличение финансирования "Исламского государства" со стороны суннитских стран Персидского залива. "С точки зрения лидера суннитского мира Саудовской Аравии, Иран при попустительстве или даже поддержке США берет ее в кольцо, спонсируя шиитов в Ираке, Сирии, Ливане, Йемене,— поясняет Теодор Карасик.— Спонсоры джихада из числа салафитских организаций и доноров в странах Аравийского полуострова не будут спокойно наблюдать за укреплением "шиитского полумесяца". Все это сулит апокалиптический сценарий для Ирака и его соседей".