«Положение на рынке труда региона стабильное, кризисной ситуации нет»

Министр труда Иркутской области Наталья Воронцова о политике в сфере занятости населения

Министерство труда и занятости Иркутской области ждет от крупных предприятий региона информации о ближайших производственных планах и шагах в кадровой сфере, чтобы разработать программу антикризисных мероприятий и получить финансирование под нее. О том, какой характер будут носить планируемые меры и чему научил работодателей кризис 2008-2009 годов, в интервью „Ъ“ рассказала министр труда и занятости Иркутской области НАТАЛЬЯ ВОРОНЦОВА.

Финансово-строительный спад

— Что сейчас происходит на рынке труда Иркутской области? Есть ли случаи массовых высвобождений персонала на предприятиях? Как это сказывается на регистрируемом уровне безработицы?

— Ситуация на рынке труда региона стабильная. О планируемых сокращениях заявили 325 предприятий на общую численность работников более 5 тыс. человек. Эта цифра для нашего региона прогнозируема, кризисной ситуации нет. Если сравнивать ситуацию на рынке труда с 2014 годом, то можно говорить о том, что в прошлом году она была аналогичной, серьезных изменений, массовых высвобождений мы пока не фиксируем. Емкость рынка труда позволяет всех этих граждан трудоустроить. Уровень безработицы у нас сейчас 1,3%, один из самых низких в СФО.

— Что из себя представляют компании, уведомившие вас о сокращениях? Какие причины увольнения работников они называют?

— На сегодня о высвобождении работников заявляют предприятия и организации с небольшой численностью работающих, и, как правило, высвобождение связано с проведением реорганизации. Это говорит о том, что высвобожденные работники снова будут трудоустроены на это же предприятие или в дочернюю организацию. Незначительное число предприятий заявляют о высвобождении, связанном со снижением объемов производства, количества оказываемых услуг. В основном это организации финансовой сферы, органы управления, дорожного строительства.

— Как на региональном рынке труда сказался кризис 2008-2009 годов?

— В предыдущие кризисные годы, которые мы, кстати, достаточно успешно прошли, в том числе благодаря реализации специальных мероприятий по сохранению занятости граждан, ситуация на рынке труда была совершенно другая. Происходило массовое высвобождение работников, было большое количество граждан, работавших в режиме сокращенного рабочего времени, и одновременно с этим наблюдалось сокращение числа вакансий. Количество безработных, выходивших на рынок труда, росло на глазах. Если до начала кризиса у нас было зарегистрировано порядка 19 тыс. безработных, то в пик это количество достигало 28 тыс. человек. К концу 2009 года уровень безработицы составил почти 3%, это более чем в два раза выше того уровня, что мы регистрируем сейчас. Многие предприятия тогда вынуждены были перейти на сокращенную рабочую неделю, чтобы сохранить коллективы. Принятые государством меры не позволили кризису жестко сыграть. Они смягчили прохождение кризиса. Я говорю о программе дополнительных мер на рынке труда. У многих людей, находившихся под риском сокращения, занятость была сохранена. Чтобы не допустить увольнения работников, государство компенсировало часть затрат работодателя на заработную плату либо оплачивало переобучение кадров по тем специальностям, которые на данном производстве востребованы. Работники предприятий в итоге не были уволены. Благодаря реализованным мерам к 2010 году ситуация стабилизировалась. За три года на все эти мероприятия было потрачено более 1 млрд руб. федерального и областного бюджетов. Некоторые антикризисные мероприятия настолько хорошо себя зарекомендовали, что вошли в ведомственные целевые программы содействия занятости населения. К примеру, организация стажировки выпускников и предоставление субсидий безработным гражданам на создание собственного дела.

— Какие антикризисные меры разрабатываются сейчас?

— Несмотря на то что пока ситуация на рынке труда достаточно спокойная, мы должны быть готовыми к тому, что она может измениться. Занятость населения напрямую влияет на состояние экономики. Пока человек работает, он не только сам получает зарплату, но и обеспечивает налоговые отчисления в бюджет. Мы приступили к разработке программы антикризисных мероприятий. Хочется отметить, что нынешняя программа будет отличаться от программы 2008-2010 годов тем, что мероприятия будут направлены на поддержание в кризисный период тех предприятий, которые активно развиваются, проводят модернизацию производства, осуществляют импортозамещение. Стабильно работающие предприятия должны продолжать свою работу. Основная цель — обеспечить возрастающую потребность в кадрах этих предприятий, профессионально подготовить и трудоустроить на них работников, находящихся под риском увольнения. Так что в основе нашей программы прежде всего превентивные меры. Минтруд РФ довел до регионов информацию, что более 50 млрд руб. предусмотрено на софинансирование программ дополнительных мер по регулированию рынков труда субъектов федерации. Теперь каждый регион должен сформировать свою программу и направить в Минтруд для согласования. Мы в рамках ее подготовки сделали запрос крупным предприятиям на предмет того, насколько они нуждаются в поддержке государства с учетом своих производственных планов. Как и предыдущая программа, новая предполагает охват мероприятиями не только безработных граждан, но и оказавшихся под риском увольнения.

— Чего вы ждете от нового кризиса в плане его влияния на рынок труда региона?

— Строить прогнозы довольно сложно. Ясность получим вместе с информацией от предприятий. Сейчас ясно одно: нас ждет кропотливая работа.

Соискатели в меньшинстве

— Почему расходятся данные по безработице регионального министерства труда и занятости и Росстата, который недавно оценил уровень безработицы в Иркутской области в 9,6%?

— Эта оценка проводится по методологии международной организации труда. Она осуществляется в ходе выборочного обследования домашних хозяйств. Определяется несколько территорий в области, туда выезжают наблюдатели и задают вопросы: «Вы заняты? Имеете официальную работу?» При этом опрашиваются все: и пенсионеры, и трудоспособные граждане, и школьники. Мы всегда говорим о том, что на любое выборочное обследование влияет ряд факторов. Большое значение имеет, какие именно населенные пункты выбраны. Если это сельскохозяйственные территории, то люди там заняты своим хозяйством, а официально не трудоустроены. Ведь если бы такое количество людей не имели доходов, они бы все пришли в наши центры занятости за пособиями. Это неформальная занятность. Кто-то работает у фермера без трудового договора. Кто-то занимается домашним хозяйством и реализует продукцию на рынке, но говорит о том, что нигде не работает. Мы сегодня проводим активную работу по легализации доходов населения и неформальной занятости.

— Сколько безработных сейчас официально зарегистрировано в Иркутской области? Как выглядит банк вакансий?

— У нас зарегистрировано более 16 тыс. безработных граждан. Вакансий, официально заявленных работодателями в органы занятости, — более 50 тыс. Но, несмотря на то что вакансий в три раза больше, чем соискателей работы, и напряженности на рынке труда нет, налицо несоответствие спроса и предложения. Все хотят работать менеджерами и юристами, а работодателям нужны бульдозеристы и строители. Приходится объяснять, что сейчас век новых технологий и на стройке уже не надо лопатой цемент мешать, и убеждать граждан получать новые специальности. Предложения работодателей не корреспондируются на соискателей. Тем не менее ежегодно мы трудоустраиваем более 46 тыс. человек.

— Наверное, и ожидания по зарплате у соискателей и работодателей не соотносятся? Можете назвать средние значения?

— Средняя заплата по вакансиям — 20-25 тыс. руб. На этот размер приходится порядка 80% всего банка данных. Но это начальный уровень зарплаты, через некоторое время она у трудоустроенного может вырасти. Есть вакансии с предоставлением жилья либо местом в общежитии. Есть в нашей базе и высокооплачиваемые вакансии. К примеру, на вахтовые работы набирается персонал с зарплатой 150 тыс. руб. в месяц. Что касается денежных запросов у соискателей работы, мы такую аналитику не ведем. Мы анализируем только среднюю зарплату по заявленным вакансиям.

— Что происходит со средней заработной платой в регионе?

— Она продолжает ежегодно расти. Причем у нас хорошие темпы роста. Правда, в прошлом году темп роста несколько замедлился. По данным за 11 месяцев прошлого года, средняя зарплата по региону составила 30,6 тыс. руб., увеличившись с начала года на 7,5%. Ранее годовой рост был 10%. Но мы не исключаем, что по итогам года показатель будет такой же. К сожалению, в последний год темпы роста в основной своей части зависят от увеличения зарплат работников бюджетных отраслей. В бюджетном секторе она растет более высокими темпами в связи с выполнением указов президента.

Гастарбайтеры присматриваются к патентам

— Иркутская область — регион, для которого характерен отток населения. Как это обстоятельство сказывается на рынке труда?

— Действительно, у нас регион с уже сложившимся системным оттоком населения. Мы ежегодно теряем порядка 7 тыс. человек. Но в прошлом году темпы оттока населения сократились на 16%. Это очень существенный показатель. Мы компенсировали отток за счет вовлечения в экономику граждан, приехавших к нам в область по программе переселения соотечественников. В прошлом году прибыло 3,5 тыс. человек. Кроме того, в регионе реализуется ряд инвестиционных проектов. Производственные компании набирают персонал из Москвы, Санкт-Петербурга. Инженерный состав практически весь из центральной части России. Но это не говорит о том, что приезжие специалисты занимают вакансии, на которых могли бы трудиться жители Иркутской области. Востребованность инженеров в регионе крайне высокая.

— На какие еще специальности высокий спрос?

— Нужны кадры с высшим образованием для отраслей бюджетной сферы — врачи, учителя. Но 80% вакансий, заявленных работодателями в органы занятости, — это высококвалифицированные рабочие. Министерство труда составило перечень приоритетных профессий под потребности экономики. Их порядка 120. По ним мы начинаем осуществлять приоритетное обучение безработных, которые обращаются к нам и регистрируются на бирже труда. Это машинисты бульдозеров и автогрейдеров, механики, технологи. После прохождения переобучения мы стараемся сразу же человека трудоустроить. При этом обязательно учитываем специфику районов. К примеру, если речь идет о Слюдянском районе, где сложилась напряженная ситуация после закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, то понятно, что производственная сфера в плане трудоустройства там несколько ограничена, зато востребованы специалисты в сфере услуг. Обучаем там горничных, администраторов. В тех районах области, где развито производство, конечно, ведем обучение именно по рабочим специальностям — бульдозеристы, машинисты кранов. Кроме того, обучаем людей компьютерной грамотности, учим на бухгалтеров, менеджеров. В этом перечне есть и такие профессии, как парикмахер, мастер маникюра, швея. Дефицита на рынке труда в этих кадрах нет, но у человека появляется возможность бесплатно обучиться и открыть свое дело. Я знаю людей, которые после обучения через центр занятости открыли свои салоны и успешно до сих пор работают. Мы оказываем финансовую поддержку для создания собственного дела в размере 58 тыс. руб. Субсидию можно потратить на аренду помещения, приобретение инструментов и так далее. Поток обуча­ющихся у нас большой. Ежегодно переобучение проходят порядка 4,5 тыс. человек.

— Как произошедшие нововведения миграционной политики сказываются на строительном рынке региона?

— Строительные компании по-прежнему покрывают дефицит рабочих кадров за счет привлечения иностранной рабочей силы. При этом многие фирмы реализуют свои обучающие программы, пытаясь тем самым привлекать на работы местных жителей. В этом году мы установили квоту в размере 9 тыс. человек для граждан дальнего зарубежья — на 9% меньше, чем в прошлом году. Мы ежегодно понемногу сокращаем привлечение иностранных граждан. Резко сокращать не можем, чтобы не нарушить производственные планы стройкомпаний. Квот на граждан ближнего зарубежья с этого года нет, с 1 января 2015 года они приезжают к нам по патентной системе. Теперь гражданин приехал и должен в течение 30 календарных дней получить патент. А для этого должен сдать экзамен по русскому языку, истории и основам государства, получить медицинское заключение и оформить полис добровольного медицинского страхования. Никаких угроз мы не видим.

— Тем не менее строительные компании уже выражают опасения, что сезон может быть сорван в связи с этими нововведениями.

— Знаете, у нас ежегодно происходят какие-то новшества. И в проведении квотной кампании, и в приеме заявок, и в принятии решений на федеральном уровне по объемам квот, но каждый год при поддержке правительства области строительные организации всегда получали рабочую силу. И тем, у кого возникнут проблемы, обязательно помогут. Патентная система освобождает предприятия от уплаты НДФЛ за иностранного работника из ближнего зарубежья. НДФЛ заменен на платежи за оформление патента, которые легли на плечи мигрантов.

— Есть уже первые получатели патентов?

— Этот порядок только начал работать. Но есть те, кто уже начали проходить обучение и сдавать экзамены. Патенты уже выдаются. Да, въезд граждан из ближнего зарубежья к нам несколько сократился. Они пребывают в некотором ожидании, смотрят, как эта система будет работать, присматриваются к ней. Опять же, чтобы получить патент, нужно заплатить около 10 тыс. рублей за все сопутствующие документы. Поэтому некоторый спад, действительно, наблюдается. И это нормально, ведь к любому новшеству сначала проявляется настороженное отношение, позже система отладится и будет работать без сбоев.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Воронцова Наталья Владимировна

Родилась в 1976 году в Иркутске. Окончила Иркутскую государственную экономическую академию по специальности «экономика и социология труда». В органах исполнительной власти Иркутской области работает с 1998 года. В 2006 году была назначена председателем регионального комитета по труду. В 2008 году стала заместителем министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области. В 2012 году назначена руководителем областной службы занятости населения, откуда перешла на должность главы министерства труда и занятости, созданного на базе службы. Имеет ученую степень кандидата экономических наук.

ДОСЬЕ

Министерство труда и занятости Иркутской области

Создано 3 декабря 2012 года на базе службы занятости населения региона. Ведомство занимается реализацией основных направлений демографической политики в части трудовых ресурсов, миграционных процессов и рынка труда на территории области. В числе его задач также государственное управление охраной труда, обеспечение соблюдения законодательства о занятости населения, расчеты показателей по уровню жизни и доходов населения региона. 35 центров занятости городов и районов Иркутской области являются подведомственными учреждениями министерства.

Екатерина Еременко

Вся лента