Один на «Стрелке»
На строительство станции метро заявился один претендент
В Нижнем Новгороде прошел предквалификационный отбор заявок от претендентов на строительство станции метро «Стрелка». На госконтракт стоимостью более 10 млрд руб. заявился всего один участник — подмосковная компания «Управление строительства - 620», участвовавшая в прокладке метро в Москве и Казани. Она прошла отбор и, вероятнее всего, станет генподрядчиком. Эксперты полагают, что отсутствие других претендентов может объясняться особенностями конкурсной документации и сложностями с получением кредитов. В части рисков большого инфраструктурного проекта аналитики указывают на возможное увеличение итоговой стоимости строительства при удорожании импортных комплектующих.
Результат предквалификационного отбора заявок на конкурс по продлению Сормовско-Мещерской линии метрополитена до станции метро «Стрелка» был опубликован вчера на портале госзакупок. На тендер была подана одна заявка — от подмосковного ООО „СК «Управление строительства — 620“». Конкурсная комиссия признала заявку соответствующей требованиям. Окончательно ее рассмотрят в пятницу.
Этот тендер, подразумевающий первый этап работ по строительству всей линии от станции «Московская» до станции «Волга», был объявлен 30 декабря 2014 года. Начальная цена контракта составляла 12,73 млрд руб., но в январе госзаказчик пересчитал смету и снизил эту сумму до 10,45 млрд руб. Предполагается, что финансирование из бюджетов всех уровней будет поэтапным: в 2015 году на стройку направят 4 млрд руб., в 2016 году — 3,45 млрд, в 2017 году — 4,49 млрд, в 2018 году — 764 млн руб. Работы начнутся в марте этого года, закончатся в марте 2018 года.
• ООО СК «Управление строительства — 620» зарегистрировано в 2005 году. Входит в одноименную группу компаний, которая также включает завод железобетонных изделий, завод металлоконструкций, архитектурно-проектную студию и несколько прочих юридических лиц. По данным Kartoteka.ru, выручка ООО по итогам 2013 года составила 755,8 млн руб., чистая прибыль — 6 млн руб.
В компании «Управление строительства-620» „Ъ“ рассказали, что в случае победы в конкурсе строительство тоннелей и станции метро в Нижнем будет для компании первым опытом генподряда в этом направлении. В статусе подрядчика СК уже построила несколько станций метро и тоннелей в Москве и Казани, а также множество мостовых переходов разной сложности, промышленных и торговых объектов. «У нас свое производство и достаточно квалифицированных сотрудников, а также большой опыт в строительстве мостовых конструкций, которые с технической точки зрения порой сложнее тоннелей метро. А строительство непосредственно станции метро может вести одна из структур нашей группы, которая уже имеет такой опыт», — пояснили „Ъ“ в компании. Предложенную цену потенциальный генподрядчик не назвал, но отметил, что она близка к максимальной цене контракта.
Эксперты говорят, что на подобные крупные госконтракты редко претендуют много компаний, а ограничивающим фактором могли стать особенности конкурсной документации и условий госконтракта. «Во-первых, сам тендер проходит в форме конкурса с ограниченным участием, то есть госзаказчик на входе установил некоторые ограничения по участию», — полагает заместитель руководителя управления АНО «Дирекция московского транспортного узла» Евгений Глумов. Также существенным ограничением могла стать необеспеченность достаточными финансовыми ресурсами или сложности с возможным привлечением кредитов под реализацию госконтракта. «Как правило, подобные госконтракты не предполагают стопроцентного авансирования и исполнителю необходимо либо иметь собственные средства в достаточном количестве, либо договоренность с банками о привлечении кредитов. Но с учетом текущей экономической ситуации получение заемного финансирования усложнилось, кредитные и гарантийные ресурсы подорожали», — отмечает эксперт. Риски потенциального победителя конкурса, по мнению эксперта, довольно велики: в первую очередь генподрядчик сам отвечает за возможное увеличение сметы, а изменение стоимости контракта возможно не более чем на 10%: «Так, если в течение действия контракта экономическая ситуация ухудшится, соответствующие риски понесет подрядчик». По мнению эксперта, не является гарантированной защитой от рисков и высокий статус проекта (объект строится в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года): с одной стороны, проект однозначно будет профинасирован, с другой — перед подрядчиком будут стоять жесткие сроки, которые будут контролироваться на всех уровнях, и компании придется в них уложиться даже при необходимости увеличения затрат. После олимпийской стройки в Сочи ряд крупных инфраструктурных генподрядчиков оказался на грани банкротства, напоминает Евгений Глумов.