Для суда Франции что банкир, что министр все равно
Париж решил выдать Мухтара Аблязова и Алексея Кузнецова Москве
Вчера Кассационный суд Франции (высшая судебная инстанция страны), отклонив жалобы защиты, принял решение об экстрадиции в Россию бывшего владельца казахстанского БТА-банка Мухтара Аблязова и экс-министра финансов Московской области Алексея Кузнецова, длительное время разыскиваемых за многомиллиардные махинации. Оба арестанта, представ перед французским правосудием, утверждали, что их преследуют по политическим мотивам, однако смогли добиться лишь того, что будут сидеть в колониях общего режима, где могут не работать, а дипломаты будут навещать их, контролируя соблюдение прав заключенных.
Мухтар Аблязов и Алексей Кузнецов были задержаны полицейскими на их виллах на Лазурном берегу Франции в июле 2013 года. В январе 2014 апелляционный суд Экс-ан-Прованса вынес постановления о выдаче обоих России, однако Кассационный суд Франции отменил их из-за процедурных нарушений. В октябре апелляционный суд Лиона снова признал законными требования Генпрокуратуры РФ о выдаче арестантов.
По данным "Ъ", в судах Мухтар Аблязов и представлявшие его интересы семь адвокатов доказывали незаконность самого задержания экс-главы БТА-банка. По их версии, полиция на тот момент не имела соответствующего ордера, а в дом подозреваемого Аблязова проникла, обманув его владельца. Адвокаты указывали, что их клиент первоначально был ограничен в праве на защиту, так как ему предоставили адвоката по назначению, а защитников, с которыми он имел договор, к ведению дела допустили не сразу.
Изучив экстрадиционный запрос, адвокаты нашли в нем ошибки в датах и фактах, заявив в суде, что это может помешать установлению истины по делу их клиента. Но главный акцент они делали на то, что уголовное преследование их клиента является политическим. По версии защиты, уголовные дела по экономическим статьям в отношении Мухтара Аблязова и его ближайших соратников были возбуждены в России по просьбе властей Казахстана. И, оказавшись в РФ, экс-банкир может быть передан в Казахстан, где ему грозит преследование за оппозиционную деятельность. Среди аргументов в пользу отказа в экстрадиции был даже такой: решение о заочном аресте подозреваемого Аблязова для его международного розыска принимал судья Тверского райсуда Алексей Криворучко, входящий в так называемый список Магнитского. А Великобритания даже предоставила экс-банкиру политическое убежище, которое, впрочем, не помешало ему получить заочный приговор в виде 22 месяцев ареста за неуважение к британскому суду.
Выступая в судах апелляционной инстанции Франции, начальник отдела главного управления международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры РФ Денис Грунис заявил, что Мухтар Аблязов обвиняется исключительно в уголовных преступлениях. Следственный департамент МВД РФ заочно инкриминирует ему мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), в результате которого у вкладчиков и собственников БТА-банка было похищено $5,5 млрд, и их последующую легализацию (ст. 174 УК РФ). Господин Грудис отметил, что максимальный срок за подобные преступления в РФ не превышает 15 лет и что для политизации дела нет никаких оснований.
К такому же выводу пришло и французское правосудие. Признав некоторые нарушения, допущенные при задержании экс-банкира, суд счел их несущественными для дела об экстрадиции в целом. Суд пришел к заключению, что Мухтар Аблязов действительно являлся политическим оппонентом президента Нурсултана Назарбаева, в связи с чем и получил политическое убежище в Великобритании. Однако при этом он не являлся политическим оппонентом властей России, спокойно занимался в этой стране бизнесом, став весьма состоятельным человеком. Политических разногласий с властями РФ у него не было, отметил суд. А преступления, инкриминируемые экс-банкиру, связаны с финансами и экономикой, но никак не с политикой. Отдельно, как стало известно "Ъ", суд оценил такой необычный довод защиты, как публикации в западной прессе, в которых рассказывалось о политических гонениях на экс-банкира, придя в итоге к решению, что заметки на самом деле ничего не доказывают и их нельзя использовать как аргумент для того, чтобы отклонить российский запрос.
На выдачу экс-банкира Аблязова, отметим, претендовала также Украина, где он заочно обвиняется в махинациях на $500 млн. Однако власти этой страны явно решили сэкономить на экстрадиционном процессе, прислав во Францию только свой запрос, а не представителя. В итоге суды рекомендовали отправить Мухтара Аблязова именно в Россию.
По данным "Ъ", на политической составляющей в своем деле настаивал и экс-министр финансов Московской области Алексей Кузнецов. Правда, версия его защиты, состоящей из четырех адвокатов, выглядела еще более экзотической. Якобы, утверждали они, так называемая питерская команда, перебравшись в Московский регион, решила с помощью уголовного дела на бывшего министра Кузнецова добиться смещения Бориса Громова — популярного в народе губернатора Подмосковья и, как сказано в решении суда, героя войны в Афганистане. При этом защитой особо отмечалось, что возможный процесс в РФ над Алексеем Кузнецовым будет не соответствовать требованиям Европейской конвенции по правам человека. Подтверждением этого, по версии защиты, служит дело бывшего первого замминистра финансов правительства Подмосковья Валерия Носова, которого Басманный суд Москвы приговорил к 14 годам заключения, признав виновным в хищении более 10 млрд руб. (в аналогичном преступлении обвиняется и подсудимый Кузнецов). Правда, как уверяли адвокаты, сделано это было после того, как Валерий Носов провел более четырех лет в камере предварительного заключения общей площадью 8 кв. м, где вместе с ним содержались еще трое заключенных.
В свою очередь, Алексей Кузнецов предложил не выдавать его России, а судить по обвинению в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК), предъявленному СКР, во Франции.
Суд, как и в деле Мухтара Аблязова, принял доводы защиты подозреваемого Кузнецова о возможной политической подоплеке, но счел их недоказанными. В рассмотрении дела по существу во Франции экс-министру финансов было отказано. Суд мотивировал это тем, что вменяемые ему преступления не имеют к Франции никакого отношения, а следовательно, ей неподсудны.
В итоге Кассационный суд Франции решил выдать подсудимых Аблязова и Кузнецова России. При этом, согласно решению суда, экс-главе БТА-банка в РФ не может быть предъявлено обвинение по эпизодам, совершенным до марта 2007 года, так как в соответствии с законодательством Франции, на которое в деле об экстрадиции придется ориентироваться России, по ним вышел срок давности. Таким образом, из обвинения должен быть исключен несущественный эпизод, связанный с лизинговой компанией "Дело": благодаря действиям Мухтара Аблязова и его сообщников, как считает МВД, БТА-банк лишился права требования кредитов, выданных этой компании на сумму более $70,3 млн и 16 млн руб.
Кроме того, суд решил, что Россия не имеет права экстрадировать экс-банкира Аблязова в любую другую страну, в том числе и Казахстан, без разрешения Франции, а в случае признания его виновным и отбытия соответствующего наказания бывший глава БТА-банка может свободно покинуть РФ.
Поскольку заключенные во Франции освобождены от каких-либо принудительных работ, суд запретил привлекать Мухтара Аблязова и Алексея Кузнецова к исправительным работам, отметив, что общественно полезным трудом они могут заниматься только по собственному желанию. Содержаться же после приговора осужденные могут исключительно в колониях общего режима, а представители посольства Франции в России смогут навещать их, чтобы убедиться в соблюдении их прав лично.
"В этом деле было много политики, но Франция, очевидно, стремится сохранить хорошие отношения с Россией",— заявил "Ъ" адвокат экс-министра Кузнецова Грегуар Ренкур, комментируя решение Кассационного суда.
Следует отметить, что Мухтар Аблязов и Алексей Кузнецов еще некоторое время будут оставаться во Франции. Связано это с тем, что декрет об экстрадиции обвиняемых лично подписывает премьер-министр Франции, а на его решение еще можно подать жалобу в Госсовет страны. Туда и собирается обратиться господин Ренкур. Однако решения Кассационного суда отменяются лишь в исключительных случаях, к которым дела двух обвиняемых в масштабных мошенничествах явно не относятся.