Бюджет в расчете на лучшее
Правительству разрешили верить в короткую рецессию и Резервный фонд
Правительство на встрече с президентом Владимиром Путиным представило накануне обсуждения на собственном заседании, которое пройдет сегодня, скорректированный бюджет на 2015 год. У правительства пока немного оснований предполагать, что рецессия в экономике будет краткой и неглубокой, хотя бюджет оптимизирован скорее под такой сценарий, нежели под затяжной кризис. Пока из хороших новостей только возможное снижение темпов роста цен, зафиксированное Росстатом в конце февраля 2015 года на недельных данных.
Министр финансов Антон Силуанов на встрече с президентом подтвердил финальные базовые параметры бюджета (см. "Ъ" от 4 марта), измененного в связи с обвальной девальвацией, снижением доходов от сырьевого экспорта и инвестиций. Бюджет рассчитан по среднегодовой цене нефти $50 за баррель, курсе рубля 61,5 руб./$ и дефиците 3,8% ВВП, который будет покрываться преимущественно из Резервного фонда. Стратегия правительства на ближайшие месяцы очевидна: сочетание предположительно заниженных базовых цен на нефть с высоким дефицитом уменьшает риски внепланового дефицита и позволяет повторить ту же стратегию в 2016 году за счет неизрасходованных средств Резервного фонда, к тому же имея значительный (Минфин оценивает его в сумму около 1 трлн руб. на 2015 год) запас денег на антикризисную поддержку компаний.
Отметим, премьер-министр Дмитрий Медведев, проводивший вчера рабочую встречу с крупным бизнесом, достаточно свободно говорил о господдержке, которая может быть представлена широкому кругу частных компаний в 2015 году, несмотря на бюджетные ограничения. Министру экономики Алексею Улюкаеву по итогам встречи даже поручено сформулировать пакет предложений по отмене квазиналоговой нагрузки на бизнес и отсрочкам применения таких мер. Речь с большой вероятностью идет о новой попытке обсудить дерегуляционный январский пакет Минэкономики (см. "Ъ" от 20 января) — ранее он был отложен именно под предлогом неопределенности развития ситуации в экономике.
Однако одобренная стратегия Белого дома работоспособна в том случае, если у правительства есть определенная уверенность (или по крайней мере обоснованные предположения) в том, что экономический спад в РФ в 2015 году не будет глубоким, то есть сильнее 4% ВВП. Начиная с прошлой недели правительство не публиковало, кроме крайне предварительных и малодостоверных оценок оттока капитала с начала года, данных, которые свидетельствовали бы о том, что рецессия будет короткой и неглубокой. Впрочем, вчера появились первые предварительные данные, которые косвенно в пользу этой версии: впервые совокупность жесткой денежной политики ЦБ и рецессии в экономике привели к измеряемому замедлению инфляции.
Согласно оценке Росстата, на неделе с 25 февраля по 2 марта инфляция замедлилась до 0,2% против 0,6% неделей ранее. Основная причина — снижение цен на плодоовощную продукцию на 0,3%, хотя помидоры и огурцы, цены на которые падали, по данным статистиков, вряд ли можно отнести к социально значимым продуктам питания, в отношении которых в феврале 2015 года после переговоров с властями крупнейшие компании розничной торговли заморозили цены. В результате по состоянию на 2 марта потребительские цены в годовом выражении не увеличились, оставшись на уровне 16,2%.
Говорить о том, что обнаруженное статистиками замедление устойчиво, не позволяет качество недельного индекса инфляции — в середине января 2015 года еженедельные и месячная оценки разошлись на несколько процентных пунктов. Между тем на замедление инфляции указывают и последние результаты оценки индекса PMI Markit и HSBC. В феврале 2015 года деловая активность в секторе услуг сокращалась самыми быстрыми темпами с марта 2009 года, снижались спрос и объем новых заказов и инфляция закупочных цен, которая опустилась до четырехмесячного минимума.
Однако опубликованные вчера же данные Росстата о чистом финансовом результате (прибыли до налогообложения) российских предприятий за 2014 год оптимизма уже не внушают. В годовом выражении показатель снизился на 9,1% (ускорение падения прибыли наблюдалось в четвертом квартале года) — впрочем, после падения на 24,3% в 2013 году. Минэкономики вполне признает риски нарастания проблем, а не улучшения ситуации весной 2015 года. "Ухудшение финансовой ситуации у большинства экономических агентов и растущая неопределенность в оценке экономической ситуации продолжают оказывать влияние на замедление инвестиционной активности частного промышленного бизнеса. Из-за инфляционных, курсовых и других рисков предприниматели опасаются делать инвестиции в долгосрочные проекты, не задумываясь над перспективой развития своих предприятий",— отмечает Минэкономики в социально-экономическом мониторинге за январь 2015 года, опубликованном также вчера.