Железная дорога наткнулась на тариф

Суд обязал ввести госрегулирование услуг СЖД

Крупный контрагент «Стерлитамакских железных дорог» (СЖД, на 100% собственность республики) — «Транснефтехим» (входит в ГК «Башкирская химия») добивается усиления госрегулирования тарифов монополии. Арбитражный суд республики поддержал его позицию, но СЖД рассчитывает пересмотреть решение в вышестоящих судах. Эксперты предупреждают, что действия, предпринятые «Транснефтехимом», совсем не обязательно приведут к снижению издержек компании, а, напротив, могут стать причиной повышения тарифов монополиста.

Контрагент госкомпании рассчитывает снизить плату за стоянку железнодорожных составов

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

Арбитражный суд республики поддержал региональное управление ФАС России в споре с ОАО «Стерлитамакские железные дороги». Как следует из материалов суда, вслед за УФАС арбитраж признал СЖД, владеющие 80 км железнодорожных путей в стерлитамакской промзоне, субъектом естественных монополий, тарифы на услуги которого должны устанавливаться госкомитетом по тарифам региона. До сих пор СЖД, как отмечается в судебных материалах, согласовывали с регулятором лишь один тариф — на подачу и уборку вагонов. С жалобой в антимонопольное ведомство обратился крупный клиент монополиста — ЗАО «Транснефтехим». ЗАО входит в ГК «Башхим», транспортирует по железной дороге продукцию Башкирской содовой компании. В своей жалобе «Транснефтехим» указал, что СЖД занимают доминирующее положение на рынке услуг по подаче и уборке вагонов на принадлежащих ему путях, а следовательно, должны утвердить у регулятора тарифы на рынке сопутствующих услуг, в частности эксплуатации тепловоза, железнодорожных путей, предоставления места для отстоя и перемещения вагонов. В сентябре прошлого года УФАС удовлетворило жалобу, признав СЖД злоупотребившими доминирующим положением. Госкомпании грозит штраф в размере до 15% ее выручки за период нарушений. В своем предписании ведомство обязало госкомпанию совершить «действия, направленные на обеспечение конкуренции в части урегулирования тарифов на транспортные услуги».

В минувший вторник СЖД направили жалобу на решение арбитража Башкирии, признавшего выводы УФАС обоснованными.

СЖД в суде настаивают, что не являются монополией, не занимают доминирующего положения на указанных рынках и должны формировать тарифы, «исходя из фактических затрат».

В «Транснефтехиме», как пояснил „Ъ“ генеральный директор компании Сергей Сырчин, считают, что «фактические расходы СЖД, включенные в тариф, ниже, чем пытаются представить», и что госкомпания устанавливает «отдельные тарифы, по сути, на одну и ту же услугу». С расширением госрегулирования, надеются в «Транснефтехиме», тарифы должны снизиться.

Собеседник в руководстве СЖД заявил, что другие клиенты (среди крупнейших — предприятия группы «Тау») не высказывали претензий, аналогичных «Транснефтехиму», притом что «тарифы одинаковы для всех».

Отметим, что в ноябре 2014 года минземимущество Башкирии выставляло 100% акций СЖД на продажу, но за несколько суток до торгов отменило их без объяснения причин.

«Трудности госрегулирования тарифов железнодорожных компаний состоят в том, что в этой сфере нет четких правил,— отмечает бывший заместитель председателя госкомтарифа республики Вячеслав Кожевников.— Принимая решение, вводить госрегулирование или нет, комитет ориентируется на документы Минтранса России рекомендательного характера. В частности, они не обязывают регулятора устанавливать тариф на эксплуатацию путей и хранение вагонов в отсутствие погрузочно-разгрузочных работ. Понятно, что клиенты железной дороги пытаются снизить издержки. Но замечу, что госрегулирование — это палка о двух концах. Были случаи, когда тарифы после этого, напротив, росли».

Булат Баширов

Вся лента