И ждали они тридцать лет и три года
Террористы 1982 года названы по именам
В Париже выписан международный ордер на арест трех палестинцев, принадлежавших к террористической группе Организация Абу Нидаля (ОАН). Следствие считает их виновными в расстреле посетителей еврейского ресторана на улице Розье в парижском районе Марэ в августе 1982 года.
Вчера стало известно, что суд Парижа выдал ордер на арест трех палестинцев, прожавающих ныне в Иордании, Норвегии и на палестинских территориях в Рамалле. Висевшее 33 года дело о террористическом акте на улице Розье, похоже, подходит к концу.
В понедельник 9 августа 1982 года в еврейском ресторане Jo Goldenberg взорвалась брошенная через дверь граната, а затем в зал вошел неизвестный и открыл огонь. Всего за три минуты было убито 6 и ранено 22 человека. Террористы скрылись, разгоняя людей на улицах очередями из автоматов WZ-63 которым социалистическая Польша снабжала своих спецназовцев и, видимо, арабских террористов.
Под подозрение попала группа «Революционный совет "Фатх"» или Организация Абу Нидаля (ОАН). Даже среди палестинцев они считались отморозками, радикалами и соперничали за власть с Ясиром Арафатом. С 1973 года, когда группа была создана, ее члены совершили в 20 странах не менее 120 терактов, жертвами которых стало около тысячи человек. Однако в 1982 никто не взял на себя ответственность за теракт на улице Розье, а Абу Нидаль, вероятно, не упустил бы возможности этим похвастаться. Одно время подозревали неонацистов и даже боевиков Ирландской республиканской армии ИРА, но теперь собранные показания и улики указывают на палестинский след. Об этом заговорили еще в 2011 году, теперь же сведения о розыске стали официальными.
Имена подозреваемых названы в статье еженедельника Paris Match. Двое из них непосредственно участвовали в расстреле: это 56-летний Али Абдурахман, он же Абу Зайед и 60-летний Махмуд Кадер Абед или Хишам Харб. Первый успел получить норвежское гражданство и живет сейчас в Осло. Второй находится в Рамалле на Западном берегу реки Иордан. Третий, 64- летний Мохамед Суэр аль-Абасси, он же Амжад Атта, проживающий сейчас в Иордании, обвиняется в том, что укрывал боевиков, доставлял им оружие и обеспечивал пути отхода после убийства.
Ресторан на улице Розье больше не существует, он закрылся после теракта и теперь это магазин. О жертвах напоминает только мраморная доска, установленная на стене. За давностью лет ее уже даже снимали, но еврейская община Марэ добилась ее восстановления. В поимку преступников никто не верил. О них, как и о жертвах, забыли все, кроме близких и, как обнаружилось вчера, следователей. Которые все эти годы вели свою работу, ездили на Ближний Восток, собирали свидетельства и знакомства. Как они объясняют, ключевые сведения были получены от бывших членов ОАН, распавшейся после смерти Абу Нидаля в Багдаде в 2002 году, которые за тридцать лет отошли от дел и накопили долги перед правоохранительными органами, которые рано или поздно приходится платить.
Если потенциальных убийц выдадут Франции (что сомнительно в двух случаях из трех), им придется предстать перед судом – по таким делам не существует срока давности. Впрочем, решение суда не предопределено: журналисты напоминают о множестве ошибок, которые допускали французские сыщики в ходе расследования. В частности, в конце августа 1982 года они поспешили арестовать оказавшихся в Париже ирландцев, членов ИРА, и не остановились перед тем, чтобы подкинуть им улики. Скандал, разразившийся после этого, привел тогда к увольнениям среди верхушки созданного президентом Франсуа Миттераном подразделения по расследованию террористической деятельности.