Минюст упростит регистрацию партий
Но расширит основания для проверок НКО
Минюст опубликовал поправки в свои административные регламенты, касающиеся контроля за НКО. Они подготовлены в рамках исполнения решения Верховного суда (ВС) по делу Партии прогресса Алексея Навального и решения Конституционного суда (КС) о прокурорских проверках. Кроме того, министерство в соответствии с прошлогодними изменениями закона об иностранных агентах расширяет основания для их внеплановых проверок.
Поправки Минюста упрощают порядок регистрации политических партий по решению Верховного суда (см. “Ъ” от 8 апреля 2014 года), удовлетворившего жалобу Владимира Ашуркова — секретаря центрального совета Партии прогресса Алексея Навального. ВС признал, что Минюст не вправе требовать при регистрации партии по два экземпляра документов, перечисленных в законе «О политических партиях», в котором это требование не указано. Это создавало проблемы оппозиционерам при регистрации региональных отделений партии. Теперь представлять в территориальные отделения Минюста оригиналы документов из указанного в законе «О политических партиях» перечня, а также учредительных и поданных в электронном виде не нужно.
Исправил Минюст и регламент контроля за НКО. В пояснительной записке ничего не говорится о недавнем решении Конституционного суда о прокурорских проверках НКО. Формально они не касались министерства, однако в его регламенте скопировано указание КС, что внеплановая проверка НКО проводится «по конкретному факту», явившемуся для нее основанием. При этом анонимные обращения таким основанием считаться не могут.
Одновременно Минюст расширил перечень оснований для проведения внеплановой проверки иностранных агентов в соответствии с прошлогодними поправками в закон об НКО. К единственному основанию, существовавшему ранее, добавилось еще четыре, включая сигналы от граждан и организаций о том, что НКО является «иностранным агентом», но не зарегистрировалась в реестре Минюста. Это истечение срока устранения нарушения, содержащегося в вынесенном Минюстом предупреждении; поступление в Минюст или его территориальное управление информации от госорганов и органов МСУ о нарушении НКО законодательства РФ в сфере ее деятельности или наличия в ней признаков экстремизма (в этом случае предварительное уведомление НКО о внеплановой проверке «не допускается»); кроме того, приказ главы министерства или территориального управления о проведении проверки по поручению президента или премьер-министра либо требованию прокурора по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям. Плановые проверки НКО — «иностранных агентов» по регламенту можно проводить не чаще одного раза в год, кроме того чиновники вправе пользоваться только предоставленными Минюстом компьютерами и другими техническими средствами.
Как могут урезать социально ориентированные НКО
Как стало известно “Ъ”, Минфин планирует полностью прекратить выделение субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям (НКО) в 2015 году. Фактически, в этом году НКО, занимающиеся помощью инвалидам, образовательными проектами и т. д. не получат 650 млн руб. По мнению членов Совета по правам человека при президенте (СПЧ), в период кризиса и при невозможности получать зарубежные гранты без риска оказаться в реестре иностранных агентов такое решение может полностью свернуть эту часть некоммерческого сектора. Читайте подробнее
Как будут обсуждать создание реестра социально ориентированных НКО
Как стало известно в январе, в течение года Общественная палата РФ (ОП) совместно с уполномоченным по правам человека в РФ Эллой Памфиловой проведет в регионах девять гражданских форумов, а на январь будущего года ОП уже запланировала итоговый форум, аналогичный тому, что прошел в январе текущего года с участием президента Владимира Путина. Как пояснил секретарь ОП Александр Бречалов, на форумах будут обсуждаться принципы формирования реестра социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО). Читайте подробнее