Фиалки на все времена
Возвращение классических ароматов
«Правила этикета в современном обществе», изданные в Париже в 1892 году, советовали: «Не пользуйтесь духами обильно, чтобы не причинить страданий окружающим. Чтобы выразить ваш хороший вкус, не тревожа других, рекомендуем мягкие деликатные ароматы». Осторожность доходила даже до того, что некоторые духи были под запретом. Поэтому особенной популярностью пользовались легкие цветочные ароматы, больше других — фиалковые и розовые. Духи судили по способности исчезнуть без следа — это их свойство считалось признаком утонченности. Сегодня такие ароматы назвали бы «свежими и ненавязчивыми». Точно такими, как Jo Malone London,— попади эти духи в XIX век, они имели бы оглушительный успех. Легкий цитрусовый Geranium & Verbena, нежный зеленый Lily of the Valley & Ivy, невесомый морской Wood Sage & Sea Salt и особенно запах глициний и фиалок Wisteria & Violet.
Тем временем к жизни возвращаются легендарные парфюмерные дома, о которых все давно забыли. Причины появления ретро просты: мы готовы платить за легенды. Если люди покупают духи Бритни Спирс, то и запах, созданный для Александра II, тоже найдет своего клиента. Фиалково-кожаный аромат Violettes du Tzar (1862) был воссоздан заново возрожденным парижским домом Oriza L. Legrand по архивным формулам. Итальянские сладкие фиалки, свежая зелень листьев, табак, амбра и русская юфть. Конечно, при создании «Царских фиалок» 2014 года использовали современные материалы и технологии.
Название фиалкового аромата N’Aimez Que Moi Caron (1916), пользовавшегося популярностью в Первую мировую войну, переводится как «не люби никого, кроме меня». Парфюмер Caron Эрнест Дальтрофф создал его как романтический подарок-напоминание, который мужчины могли оставить возлюбленной, уходя на фронт. Письма из дома, интимно пахнущие фиалками и мхом, уверяли солдат в верности их жен и подруг. Ведь фиалка веками считалась символом скромности и верности и, судя по тому, что N’Aimez Que Moi по-прежнему почитаемы, остается им и в XXI веке.
Ароматы фиалок и ириса обычно наносили на белье или носовые платки — это символизировало чистоту. На рубеже ХХ века запах фиалок был самым популярным, спустя столетие он снова все чаще встречается в парфюмерных новинках.
Венгерский парфюмер Виктория Минья, задумывая свой Hedonist Iris by Viktoria Minya, хотела создать элегантный вневременной аромат. И благородная холодность, и отстраненность запаха фиалки была здесь очень кстати. Подобные свойства присущи и скромным и негромким ароматам №7 Violette Prada, L’Essence Balenciaga, Carrousel Paul Emilien, в которых фиалку сопровождают зеленые листья и ирис. Однако дуэт ириса и фиалки может создать и мягкий ангельский характер: Swan Princess от The Vagabond Prince посвящен Царевне Лебедь, парфюмерный образ сказочной героини по картине Михаила Врубеля создал один из самых востребованных независимых парфюмеров Бертран Дюшофур, а изображение на упаковке в стиле северной пермогорской росписи выполнено арт-директором Еленой Кнежевич. Теперь лучший сувенир из России уже не «Красная Москва», а The Vagabond Prince.
Новый эксклюзив от Chanel, Misia, назван в честь музы «Русских балетов» и подруги Габриэль Шанель, известной как Мися Серт. «Но меня вдохновила не сама Мися, а тот поворот в биографии Шанель, который был ознаменован встречей с ней. В аромате я хотел передать атмосферу “Русских балетов”, запахов пудры и театрального грима»,— рассказывает парфюмер Оливье Польж. Misia by Chanel пахнет искристым ледяным шампанским, пудрой и помадой, розами, бриллиантами и тишиной, которая воцаряется в зале, только если балет по-настоящему хорош.
Конечно, фиалка XXI века может быть какой угодно. Соблазнительной, как Violette Fumee Mona di Orio, или вкрадчивой, как Violet Blonde Tom Ford. Рассудительной, как Violette Sacree Au Pays de la Fleur d’Oranger, порочной, как True Lust: Rayon Violet de Ses Yeux by Etat Libre d’Orange, и теплой, как Lipstick Rose Frederic Malle Editions de Parfums. Ну а чтобы фиалка оставалась на прежней высоте, не забывайте наставления графини де Женсе из книги «Туалетная комната благородной дамы» 1909 года: «Элегантная женщина остается в рамках воспитанности, скрывая свой аромат. Люди нашего круга не должны подозревать нас в желании распространять вокруг себя ароматы. Это было бы тем тщеславием, которое быстро заработает себе дурную славу или по меньшей мере заслуженную критику».