Международная группа по борьбе с финансовыми преступлениями (FATF) опубликовала доклад «Финансирование террористической организации “Исламского государства”» (ИГ). По данным FATF, годовой доход ИГ достигает $1 млрд, среди источников дохода организации — продажа нефти, похищение людей и пожертвования, в том числе собираемые при помощи соцсетей. На стороне ИГ, сообщается в докладе, воюют около 19 тыс. иностранцев, в том числе 800 человек из России. Как мировое сообщество, в свою очередь, борется с ИГ — в фотогалерее «Ъ».
В 2014 году мир столкнулся с новой угрозой, пришедшей на смену «Аль-Каиде»,— радикалами из группировки «Исламское государство» (ИГ). Они развернули наступление в Ираке и Сирии, расширяют влияние в других странах региона, угрожают Европе и США. Ближневосточный конфликт стал сегодня одним из самых опасных.
На фото: иракское шиитское ополчение во время боев с ИГ
Фото: Reuters / Ahmed Al-Hussaini
«Исламское государство» показало себя достойным учеником «Аль-Каиды», сумевшим превзойти и затмить своего учителя. «Аль-Каида» при всей своей зловещей сущности не устраивала перед телекамерами казни сотен пленных — причем мусульман, как устраивает ИГ на севере Ирака и в Сирии. Детям (детям-мусульманам) соратники Осамы бен Ладена не отрезали головы, заставляя родителей смотреть на это. «Аль-Каида» воевала в основном с «неверными», ИГ же воюет со всеми, кто не готов принять ислам в его самом примитивном, бесчеловечном толковании. А главные враги мусульманских радикалов — США и прозападные режимы на Ближнем Востоке.
На фото: иракское шиитское ополчение во время боев с ИГ в Ираке
Фото: Reuters / Thaier Al-Sudani
Сегодня радикалы, стремящиеся создать исламский халифат, контролируют обширные области в Ираке и Сирии, где живут миллионы человек. Кроме того, там есть нефтяные месторождения, эксплуатация которых приносит ИГ сотни миллионов долларов.
На фото: иракское шиитское ополчение во время боев с ИГ в Ираке
Фото: Reuters / Mahmoud Raouf
По данным FATF (Международная группа по борьбе с финансовыми преступлениями), на конец декабря 2014 года в составе ИГ воевали около 19 тыс. боевиков из 90 стран мира. В первую десятку вошли Тунис (3 тыс. человек), Саудовская Аравия (2,5 тыс.), Иордания (2,1 тыс.), Марокко (1,5 тыс.), Ливан (890 человек), Россия (800), Ливия (550), Великобритания (490), Франция (410) и Турция (400).
На фото: солдаты курдского ополчения во время боев с ИГ в Сирии
Фото: Reuters / Rodi Said
ИГ активно использует соцсети для пропаганды и призыва своих сторонников к действиям, в том числе привлечения финансирования. «Большинство социальных сетей и современных технологий непреднамеренно предоставляют террористам площадку для сбора средств на свои нужды»,— говорится в докладе FATF. На днях ИГ пригрозила сотрудникам сервиса микроблогов Twitter смертью за удаление аккаунтов организации.
На фото: иракское шиитское ополчение и солдаты регулярной армии во время боев с ИГ в Ираке
Фото: Reuters / Thaier Al-Sudani
В борьбе против радикальных исламистов террористической группировки ИГ будут участвовать новые страны и использоваться дополнительные средства: США выделяют новые средства на борьбу с радикальной пропагандой ИГ, а власти Италии выразили намерение начать боевые действия против террористов в Ливии.
На фото: вертолет иракских ВВС
Фото: Reuters / Mahmoud Raouf
Власти США намерены активнее бороться против пропаганды исламизма со стороны ИГ. Как сообщила The New York Times, этим будет заниматься специальный отдел государственного департамента США — Центр по стратегическим контртеррористическим коммуникациям. Финансирование отдела и его полномочия будут существенно расширены — теперь именно этот отдел госдепа будет заниматься отслеживанием пропаганды радикального исламизма ИГ и будет координировать работу в этом направлении других ведомств — Пентагона, Агентства национальной безопасности и прочих спецслужб. Главная задача — не допустить распространения радикальных исламистских идей среди граждан США.
На фото: солдаты курдского ополчения во время боев с ИГ в Сирии
Фото: Reuters / Ari Jalal
Министр обороны Италии Роберта Пинотти в интервью газете Il Mesaggero сообщила, что ее страна намерена рещительно противостоять распространению влияния ИГИЛ в Северной Африке и его проникновению в Европу, в том числе в Италию. «Мы обсуждали эту проблему и пришли к выводу, что ждать больше нельзя,— заявила министр.— Риск более чем очевиден, и мы не можем больше ждать. Есть острая необходимость организации обороны от возможности распространения этого халифата через море на нашу территорию»
Фото: Reuters / Thaier Al-Sudani
Пока европейцы обсуждают возможные шаги против ИГ в Ливии, власти Египта уже приступили к конкретным мерам — 16 февраля ВВС Египта нанесли удар по местам сосредоточения ИГИЛ, уничтожив, по официальным данным, 64 боевиков и разрушив их базу. Ракетно-бомбовый удар был нанесен спустя день после того, как было опубликовано видео с убийством 21 египетского копта-христианина, которых исламисты похитили в Египте и вывезли на территорию соседней Ливии.
На фото: самолет Королевских военно-воздушных сил Иордании
Фото: Reuters / Muhammad Hamed
Иран напрямую подключился к операции против ИГ в Ираке. Иранский бригадный генерал возглавил спонсируемые Тегераном шиитские формирования, ставшие ударной силой наземной операции на фоне массового дезертирства в иракской армии. Эксперты предупреждают, что ставка на шиитов в борьбе с ИГ может иметь и обратный эффект — увеличение финансирования «Исламского государства» со стороны суннитских стран Персидского залива, что неизбежно приведет к его усилению.
На фото: солдаты курдского ополчения во время боев с ИГ в Ираке
Фото: Reuters / Ari Jalal
Эта операция, по замыслу иранских властей, должна сыграть решающую роль в ходе военной кампании, выбив радикальных исламистов с территорий в центральной части страны, занятых прошлым летом.
На фото: иракское шиитское ополчение во время боев с ИГ в Ираке
Фото: Reuters / Ahmed Al-Hussaini
Одобрение участия Ирана в наземной операции против ИГ не раз высказывали США, возглавляющие силы международной коалиции в Ираке и Сирии. Позитивную роль шиитских формирований публично признавал и иракский премьер Хайдер аль-Абади. Осенью они помогли иракской армии отразить наступление боевиков ИГ на Багдад.
На фото: иракское шиитское ополчение во время боев с ИГ в Ираке
Фото: Reuters / Alaa Al-Marjani
3 февраля премьер-министр Австралии Тони Эббот о намерении отправить 300 военнослужащих для тренировки иракских войск в борьбе с «Исламским государствам» после просьбы США о содействии коалиции. Ранее Австралия отправила в Ирак 600 военнослужащих, решение о создании коалиции по борьбе с представителями ИГ было принято 5 сентября 2014 года на саммите НАТО.
На фото: солдаты курдского ополчения во время боев с ИГ в Ираке
Фото: Reuters / Rodi Said
В Ираке правительственные войска начали масштабную операцию по освобождению Тикрита — родного города Саддама Хусейна, оказавшегося под контролем исламских радикалов прошлым летом. Новость прозвучала отчасти сенсационно: до сих пор правительство во главе с Хайдером аль-Абади не принимало решительных мер против исламских радикалов, полагаясь на действия международной коалиции, осуществляющей удары по позициям ИГ с воздуха. Теперь же речь идет о полномасштабной наземной операции, для участия в которой объединились представители традиционно противоборствующих религиозных общин.
На фото: иракские военные
Фото: Reuters / Thaier Al-Sudani
Битву за Тикрит называют принципиальной сразу по нескольким причинам. Во-первых, город расположен всего в 120 км от Багдада, и отбросить суннитских радикалов на более безопасное расстояние от столицы страны означало бы серьезно ослабить их позиции. Во-вторых, освободив Тикрит, иракская армия могла бы ставить новые боевые задачи, например, по продвижению в сторону Мосула. В-третьих, этот город известен как родина свергнутого в 2003 году диктатора Саддама Хусейна, поэтому возвращение контроля над Тикритом приобрело бы для Ирака большое символическое значение.
На фото: иракское шиитское ополчение
Фото: Reuters / Thaier Al-Sudani
Возглавляемая США международная коалиция объединила свои усилия по борьбе с ИГ с Турцией. В начале февраля 2015 года на территории этой страны официально стартовала программа по обучению и вооружению бойцов так называемой умеренной сирийской оппозиции. Союзники по коалиции рассчитывают, что к концу года до 5 тыс. прошедших переподготовку бойцов оппозиционной Свободной сирийской армии смогут взяться за оружие, чтобы противостоять воюющим в соседних странах исламским радикалам.
На фото: иракское шиитское ополчение
Фото: Reuters / Ahmed Al-Hussaini
Директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер выступил в адрес Анкары с жесткими заявлениями, обвинив руководство Турции в лояльном отношении к ИГ. Это, по его словам, выражается в том, что турецкие власти позволяют свободно перемещаться по территории страны иностранцам, которые впоследствии вливаются в ряды ИГ. Представитель МИД Турции Танжу Бильгич в ответ назвал эти обвинения несправедливыми, напомнив: ИГ официально признана в Анкаре террористической группировкой. Он напомнил, что и сама Турция пострадала от действий ИГ, когда его боевики захватили 49 сотрудников турецкого консульства в иракском Мосуле и на протяжении нескольких месяцев удерживали их в заложниках. «Замечания, что Турция проявляет в борьбе против терроризма нерешительность или небрежность, не являются справедливыми»,— объявили в турецком МИДе. Это же призван подтвердить и запуск программы по обучению и вооружению бойцов «умеренной сирийской оппозиции».
На фото: иракское шиитское ополчение
Фото: Reuters / Thaier Al-Sudani
Эксперты считают, что благодаря действиям коалиции ИГ может потерять контроль над частью территории, однако полная победа над группировкой станет возможна только в случае серьезных ошибок самих боевиков: сегодня исламисты пользуются широкой поддержкой местного населения, но могут лишиться ее из-за чрезмерного радикализма
На фото: солдаты регулярной армии
Фото: Reuters / Thaier Al-Sudani
Образованная в 2006 году в Ираке путем слияния 11 радикальных исламистских группировок во главе с местным подразделением «Аль-Каиды» исламистская террористическая организация «Исламское государство» представляет собой «полуреальное квазигосударство» с шариатской формой правления. ИГ стала известна летом 2014 года, когда боевики начали полномасштабное наступление на северные и западные районы Ирака, а также в северной Сирии (Курдистан).