Перевозчиков нагрузили экономической ответственностью
Ограничения для неэкологичных грузовиков в Москве переносят из-за кризиса
Московские власти переносят ужесточение правил проезда грузовиков на год. Планировалось, что большегрузы с двигателями класса ниже "Евро-3" не смогут проезжать в центр Москвы с сентября 2015 года. Мэрия решила "поддержать перевозчиков в условиях нестабильной экономической ситуации", опасаясь роста цен в магазинах из-за "возрастающих расходов на доставку товаров". Представители транспортного бизнеса констатируют, что из-за грядущих перемен 20% водителей могут остаться без работы, и просят отсрочки на два года.
На сайте департамента транспорта Москвы опубликован проект постановления столичного правительства, меняющий правила проезда грузовиков в городе. Напомним, сейчас в Москве действуют два вида ограничений для большегрузов — по массе и экологическому классу двигателя. С 6:00 до 22:00 машинам максимальной массой более 12 тонн запрещено въезжать в пределы МКАД, а авто грузоподъемностью более тонны — в пределы Третьего транспортного кольца (ТТК). Двигатели грузовиков, въезжающих в пределы ТТК, должны соответствовать экологическому стандарту "Евро-2" и выше. Ограничения не распространяются на транспорт с пропусками, в 2014 году их было выдано более 220 тыс. Проезд контролируют камеры: если пропуск не оформлен, собственнику грузовика приходит штраф 5 тыс. руб.
Еще прошлой весной мэрия запланировала ужесточение норм: грузовики с двигателями ниже "Евро-3" не смогут въезжать в пределы ТТК, с двигателями "Евро-2" — в пределы МКАД. Планировалось, что новые правила вступят в силу 1 сентября 2015 года (было принято постановление правительства Москвы), однако департамент транспорта переносит срок на 1 сентября 2016 года. "Изменение сроков позволит поддержать перевозчиков в условиях нестабильной экономической ситуации,— поясняют в ведомстве.— Участники рынка получат дополнительное время на обновление парка грузового автотранспорта, смогут заблаговременно скорректировать структуру расходов с учетом грядущих изменений". Кроме того, говорят в ведомстве, перенос срока ввода ограничений позволит снизить расходы на доставку товаров, что "будет способствовать снижению темпа роста цен".
По данным ГИБДД, 23% всех зарегистрированных грузовиков в Москве старше 15 лет (то есть с двигателями ниже "Евро-2"), в Московской области — 30%. Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов направлял письмо с просьбой о переносе сроков мэру Сергею Собянину в январе 2015 года, рассказал "Ъ" глава организации Александр Котов. По его мнению, дополнительного года на подготовку к новым правилам не хватит. "Изначально нам дали 18 месяцев на обновление парка, все копили деньги,— говорит господин Котов.— Но никто не знал, что так изменится экономическая ситуация. Некоторые успели накопить по 2-2,5 млн руб. на замену техники, но даже подержанная машина с двигателем "Евро-3" стоит сейчас 5 млн руб., новая — 11 млн руб.". С учетом того, что рынок грузоперевозок сократился, по его оценкам, на 60%, перевозчики не успеют заработать необходимую сумму. По оценкам профсоюза, ограничения могут коснуться 50% грузового транспорта, обслуживающего город, при этом 20% грузоперевозчиков работы лишатся. Председатель профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко призывает не драматизировать ситуацию. "В целом парк грузовиков за последнее время более или менее обновился, перенос ограничений на бизнес принципиально не повлияет,— говорит он.— Мне кажется, что новые правила больше коснутся коммунальных, строительных и дорожных служб, вот у них-то устаревшей техники действительно много. Во всех этих ГУПах и МУПах плановое хозяйство, которое зависит от бюджетного финансирования, им перестроиться под новые условия гораздо сложнее, чем частному бизнесу".