На нет и судов нет

Окская судоверфь может приостановить работу из-за проблем заказчика

На Окской судоверфи (входит в Universal Cargo Logistics Holding Владимира Лисина) может быть заморожено строительство семи из десяти судов проекта RST54 для петербургского «БФ Танкера». Из-за повышения кредитных ставок и прекращения субсидирования части процентной ставки по займам со стороны государства у заказчика возникли проблемы с финансированием проекта. На судоверфи не исключают оптимизации персонала и фонда оплаты труда, а эксперты прогнозируют, что падение доли гражданских судов в общем объеме судостроения из-за сложностей с финансированием в 2015 году продолжится.

Эксперты прогнозируют стагнацию в отрасли гражданского судостроения

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

О сложной ситуации на Окской судоверфи „Ъ“ рассказали в пресс-службе UCL Holding. Проблемы возникли с реализацией проекта для ООО «БФ Танкер» (Санкт-Петербург, контролируется кипрской компанией Transchemical Group Ltd), с которым в 2013 году был подписан контракт на строительство 10 судов проекта RST54 (танкер-площадка) на сумму около $150 млн. Как пояснили „Ъ“ в холдинге, головное судно проекта судоверфь сдала летом прошлого года, второе и третье суда находятся на завершающей стадии строительства и весной будут сданы заказчику. Эти суда были оплачены заказчиком в 2014 году. А вот с финансированием оставшихся семи судов проекта у «БФ Танкера» возникли проблемы, что связано со сложностью получения кредитного финансирования и прекращения с 2015 года субсидирования судостроителей со стороны государства. «Строительство серии изначально предполагалось завершить до конца 2015 года и соответственно в этом году привлечь весь оставшийся объем финансирования, то есть $105 млн за оставшиеся семь судов. Учитывая, что второе и третье суда предполагается сдать весной 2015 года, на Окской судоверфи есть значительный риск простоя мощностей без продолжения работы по проекту RST54 или привлечени новых заказов», — отмечают в пресс-службе UCL Holding. Кроме заказа «БФ Танкера» на верфи сейчас идет строительство универсального судна-бункеровщика по заказу Туапсинского морского порта. Оно осуществляется за счет собственных средств заказчика, поэтому проблем с финансированием здесь нет, отмечают в холдинге. Однако простой мощностей, который может возникнуть при приостановке проекта RST54, и прекращение новых заказов из-за финансовой ситуации может поставить в будущем вопросы о размере зарплат, количестве персонала и других антикризисных мерах, предупреждают судостроители.

В «БФ Танкер» вчера оперативно прокомментировать ситуацию не смогли.

Прошлый год также был нелегким для нижегородских судостроителей. По данным агентства «Infoline-Аналитика», в 2014 году объем заказов, выполненных верфями в регионе, сократился на 35% к 2013 году и составил 31 судно: 20 гражданских, девять — по гособоронзаказу и одно на военный экспорт. В денежном выражении рынок снизился относительно уровня 2013 года на 25%, до 5,42 млрд руб. В 2015 году по всем судостроительным предприятиям региона планируется сдать 16 судов (с учетом 10 судов Окской судоверфи).

Снижение объемов производства пока не коснулось крупнейшего судостроительного предприятия региона — завода «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию). Как рассказал „Ъ“ источник в отрасли, в 2015 году предприятие пополнило свой портфель гражданских заказов, хотя в 2013 и 2014 годах было существенно недозагружено.

По мнению гендиректора Морского инженерного бюро Геннадия Егорова, проблему может решить только адаптация к текущим реалиям постановления правительства РФ №383 о субсидиях судостроителям и его пролонгация на 2015 год и далее. Кроме того, ситуация в отрасли улучшится, если правительство сможет обеспечить доступ судостроителей к долгосрочным кредитам в рублях и иностранной валюте по разумным ставкам, полагает эксперт. Также в отрасли ожидают запуска программы судового утилизационного гранта — единовременной выплаты судоходной компании при утилизации старого флота, которую можно использовать исключительно для постройки либо приобретения нового судна.

В существующих условиях эксперты прогнозируют продолжение стагнации отрасли в 2015 году. «При резком росте процентных ставок по кредитам и лизингу и стагнации в промышленности объемы спроса на суда у российских заказчиков будут сокращаться»,— отмечает глава «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. В итоге, по мнению эксперта, из-за роста стоимости оборонного заказа и военного экспорта на 30% при стагнации стоимостных объемов гражданского заказа доля последнего снизится примерно на 5 п. п., до 15%. При этом снижение цен на нефть и санкции чреваты переносом проектов на шельфе и «ставят под угрозу строительство на российских верфях танкерного флота, обслуживающих судов и платформ».

Анна Павлова

Вся лента