Сервис на черный день

Опыт

Как заработать на кризисе, выяснял "Огонек"

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Шуруповерт в аренду

Решив пойти в поход, Аркадий Мешковский купил хорошее туристическое снаряжение. Но рюкзак оказался маловат, палатка наоборот великовата — для следующих путешествий пришлось искать что-то более подходящее. "Новая палатка за 12 тысяч рублей несколько лет пылилась у меня в гараже,— рассказывает Аркадий.— И я подумал: почему бы не поделиться ею с теми, кому она нужна, а заодно заработать?"

Так родилась идея сервиса Rentmania, где любой может сдать и взять в аренду множество вещей, от шуруповерта до жилого автоприцепа. "Если нужен тренажер на месяц, нет смысла покупать ни новый, ни подержанный,— объясняет Аркадий логику участника Rentmania.— Если боишься, что дорогой ноутбук не понравится, стоит перед покупкой попользоваться таким день-два".

Это не первый проект для Аркадия, 35-летнего экономиста с белозубой улыбкой. Аккуратно стриженный, в отглаженной рубашке, Мешковский рассказывает по Skype, что начинал простым менеджером по продажам в родном Майкопе, а потом перебрался в Москву. Дослужившись до менеджера по развитию бизнеса российского представительства международной компании, решил бросить службу и заняться онлайн-проектами.

Вместе с партнером он основал инвестиционную компанию для стартапов и параллельно стал партнером сообщества Startuppoint.ru. Теперь вот дело дошло и до своего стартапа.

Пока на сайте висят объявления в основном от прокатных компаний, но в идеале 90 процентов должны быть от обычных людей. "Мы хотим создать нечто среднее между доской объявлений и социальной сетью,— объясняет Мешковский.— Где ты можешь брать вещи без залога, если регулярно пользуешься сервисом, находить нужное в своем районе, а не на другом конце города, зарабатывать на своих вещах и заводить полезные знакомства".

Подобное уже случается, хотя сервис работает в тестовом режиме. Например, сам Аркадий выставил объявление о прокате своего горнолыжного оборудования за 2500 рублей в месяц. Вскоре ему написал какой-то человек, и оказалось: они живут в одном районе, а тот еще работает в департаменте московского правительства.

Год назад идея совместного пользования вещами вызывала у людей скорее вежливый интерес, но с ухудшением экономической ситуации спрос вырос. Число объявлений и заявок на аренду выросло с осени, когда проект запустился, на 30 процентов. "В числе моих друзей есть довольно обеспеченная девушка, которая полгода назад родила сына,— делится Мешковский.— Сначала она как заботливая мама по инерции покупала для него все только новое. А когда цены, особенно на импортные товары, вдруг резко выросли, она прислушалась ко мне и рассказала об этой возможности еще и своим подругам. Теперь они все арендуют и весы для младенцев, и ходунки, и манежи".

Фото: из личного архива

Машина с молотка

В ангаре CarPrice оживленно: пять машин, пять автовладельцев с тревожными лицами, пять деловитых парней в зеленых толстовках с логотипом компании. Парни фотографируют со всех сторон и старый ржавенький Daewoo, и идеально белый Chevrolet и заполняют формы, похожие на анкеты с Auto.ru.

Посетителю CarPrice может показаться обычно скупкой. На деле это автомобильный онлайн-аукцион для 750 дилеров и мелких торговцев подержанных машин со всей страны.

"Сейчас 75 процентов привезенных нам машин дилеры покупают в течение получаса,— говорит Эдуард Гуринович, генеральный директор CarPrice, чей офис находится тут же, в ангаре, над клиентской комнатой.— Осенью их было, дай бог, 10 процентов".

23-летний директор в джинсах дает интервью, почти не отрываясь от своего ноутбука,— показывает мне, как идет аукцион. Он, так же как и другие сотрудники, сидит за большим общим столом среди кип бумаг. Вместе они выглядят настоящей командой стартаперов, которым плевать на иерархию и бытовые удобства.

Клиентская комната под ними с диванчиками и кофейным аппаратом выглядит даже более комфортной. Сидящие тут автовладельцы — в основном мужчины лет 40-50 — рассчитывают получить за машину рыночную цену, а кто-то ждет большего. В конце января один клиент сорвал куш почти на миллион: собирался продать свой Lexus 570 за 3,2 млн рублей, а дилер из Красноярска довел цену до 4,17 млн (за Уралом стоимость внедорожников в среднем на 20 процентов выше, чем в Центральной России).

Но поначалу, когда компания запустилась летом 2014 года, дела шли плохо: и дилеров было мало, и не хотели они покупать по рыночным ценам, привыкнув к trade in по цене на 10-15 процентов ниже. Прорыв случился после скачка валют: к 31 декабря дилеры смели все, что было. "Кризис вызвал ажиотажный интерес к нам, поскольку люди перестали покупать новые машины,— объясняет Гуринович,— и к дилерам перестали приходить подержанные машины по trade in".

Запуская проект, команда рассчитывала на экономическую стагнацию. Ради больших перспектив Эдуард даже переехал в Москву из Санкт-Петербурга. Несмотря на возраст, Гуринович уже бывалый предприниматель: первый микробизнес начал школьником в 16 лет, торгуя через интернет атрибутикой футбольного клуба "Зенит". Потом у него был онлайн-магазин сувениров и агентство по интернет-рекламе с крупными контрактами "Яндекса" и "Юлмарта".

В CarPrice его позвал основатель проекта Оскар Хартман, с которым Эдуард познакомился еще студентом как победитель первого конкурса молодых предпринимателей Фонда русской экономики (Хартман — президент фонда). "Я сразу согласился и буквально за пару недель продал свой бизнес",— говорит Гуринович.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Назначить свою цену

Скинуться большой компанией на угги или детские комбинезоны, чтобы купить их по оптовым ценам,— давно не новость. А вот собраться и выставить оптовикам каждый свою цену — такой сервис только начинает работать в России. "Одно дело, когда человек просит скидку у продавца в магазине, он вряд ли ее получит,— рассуждает основатель Connect2me Юрий Мисолин.— Другое, когда я прихожу с крупной суммой в руках к владельцу магазина и говорю: куплю 20 iPhone — вот деньги. Даже если я при входе выбью дверь ногой, есть вероятность, что охранник проведет меня к директору и тот будет со мной разговаривать. Особенно сейчас: в кризисные времена продавцы становятся мягче".

Конечно, продавец согласится не на любую сумму. "Ставку ниже заявленной цены на 5-10 процентов продавцы забирают, как правило, уже в течение 3-5 дней",— говорит Мисолин.

За два с небольшим месяца работы сервиса только одна девушка получила iPhone за сумму меньше 70 процентов, и то из-за технической ошибки. "Ее ставка случайно отметилась как принятая продавцом,— рассказывает Мисолин.— Продавец мог объяснить ей, что это ошибка, но решил согласиться".

Connect2me — любимый проект Юрия Мисолина, в который он вложил почти 18-летний опыт в области создания и внедрения программного обеспечения. Учитель физики и математики по образованию (окончил Челябинский пединститут), он ни дня не работал в школе. Но оказавшись в США на профессиональной конференции в середине 90-х, создал там свою первую компанию по разработке ПО. С тех пор он запустил несколько стартапов в России и участвовал в крупных проектах Торгово-промышленной палаты.

Сидя в кожаном кресле за большим монитором, Юрий энергично жестикулирует руками, на которых блестят кольца и браслет с часами. За стеклянной стеной в офисном центре его сотрудники, как пчелки, жужжат в телефоны о поставках. Мисолин говорит, что у него несколько компаний, но сейчас лучший момент для Connect2me: "Люди начали экономить, соответственно, интерес к нашему сервису у покупателей и у продавцов заметно вырос".

Пока на сайте чуть более 50 товаров, в основном смартфоны и планшеты (хотя в базе, по словам Мисолина, 40 тысяч наименований). На сайте зарегистрировались более 700 тысяч покупателей, но положили деньги на счет не более 150 человек. "Чем больше будет покупателей, тем больше будет предложений,— уверяет Мисолин.— Причем не только товаров, но и услуг. А если вы укажете свою профессию и зарплату, то, возможно, в недалеком будущем Connect2me сообщит вам о более выгодных предложениях на рынке труда".

Фото: Евгений Гурко, Коммерсантъ

Диван из ресторана

"Ресторанные критики барыжат мебелью из закрывшихся ресторанов. Жду, пока... аннигилируют к чертям. Больше станет кислорода",— эмоционально высказался в Facebook шеф-повар закрывшегося Tapa de comida Иван Шишкин о новом московском проекте. И тут же вместо поддержки получил кучу вопросов: как купить? где посмотреть? кто продает?

А продают действительно ресторанные критики Катя Калина и Оля Овчарова, запустившие проект F***ing Chairs. Эти энергичные девушки с филологическим образованием дают интервью буквально на ходу. Катя в необычной вязаной шапке, широко улыбаясь, уверенно протягивает руку для рукопожатия и ведет меня к красному mercedes. Оля — с распущенными волосами, параллельно успевает сфотографировать меню в фалафельной на территории проекта "Фабрика". Сев в машину, девушки объясняют, что никакими бизнес-проектами раньше не занимались, да и за этот взялись скорее ради красивой идеи. "Наша миссия — подарить мебели из закрывшихся ресторанов вторую жизнь,— говорит Оля Овчарова из журнала Time Out.— Ее участь часто бывает печальной, но мы верим, что все эти пузатые комоды, стулья из дворца достойны лучшего".

Еще полгода назад, считает Калина, люди могли потратиться и привезти интересные дизайнерские или винтажные вещи из Европы. "Курс евро прибил этих людей на нашу сторону,— говорит Катя.— Кризис сработал катализатором проекта".

Девушки походили по ресторанам, поездили по складам и в конце января решили продавать мебель, которую отобрали и довели до ума. За четыре дня Facebook-страница F***ing Chairs собрала 16 тысяч подписчиков.

Самые интересные вещи девушки продают на онлайн-аукционах в Facebook. Как, например, старинную карусельную лошадку (ушла за 11 тысяч рублей вместо стартовых 7 тысяч), привезенную с парижского блошиного рынка для ресторана Garden of Oldich.

Остальное пока продают на закрытых гараж-сейлах (всего прошло три), на которые непросто попасть. Сначала девушки вывешивают в Facebook фото мебели, описание и цену. Первые из сотен откликнувшихся узнают дату и место распродажи. Среди проданных вещей, например, венские стулья по 2500 рублей и мягкие диваны с яркими цветочными узорами по 7 тысяч, заново обитые английской тканью перед продажей.

Девушки говорят, что не вкладывают в проект ни копейки: ни склада, ни сотрудников им не нужно, а помещения для распродаж находятся сами. "К нам как-то пришли владельцы MSK Eastside Gallery,— рассказывает Оля,— купили несколько кресел и предложили провести следующий сейл у них".

Дина Юсупова

Вся лента