Без лишнего блеска
Александр Щуренков о книге Roma Passion Jewels
В середине марта в Риме прошла презентация книги журналиста Винсента Мейлана, специализирующегося на ювелирных украшениях, посвященная братьям Паоло и Николе Булгари и их жизни в водовороте дорогих и очень дорогих украшений Bvlgari и драгоценных камней. Назвали ее соответствующе — "Рим, страсть, драгоценности". Она построена на многочисленных параллельных интервью — разговорах с Паоло в Риме, в родовом палаццо Булгари, купленном отцом братьев после Второй мировой войны, и с Николой — в Италии и Америке. Этот труд — и биография знаменитой семьи, и захватывающий рассказ о мире, который невозможно уже будет увидеть: за документированием важнейших вех этой ювелирной компании автор встречается с историями о знаменитых коллекционерах, художниках, становлении бизнеса семьи и, конечно, ювелирном деле. Эта уникальная информация — и психологический портрет малоразговорчивого, сдержанного, но творческого Паоло, который до сих пор отвечает за закупку исключительных камней и создание украшений класса haute joaillerie, и подвижного, активного бизнесмена Николы, отвечавшего за развитие дела по миру, и их две разные, но очень интересные жизни. На пресс-конференции, посвященной выпуску книги, два брата сидели по разные стороны стола, разделенные Мейланом и Жаном Кристофом Бабеном, нынешним генеральным директором компании (Bvlgari теперь является частью люксового концерна LVMH после покупки всего пакета акций бренда, принадлежащего семье, в 2011 году). Братья, наверное, и сами не поняли, как могло так случиться, что их жизнь, воссозданная ими с малых лет до уже зрелого возраста (сейчас старшему брату, Паоло, 78), оказалась преобразованной в печатный вид и лежит перед ними в виде книги. Ведь с момента первого интервью прошло всего чуть больше полугода. Они были немного смущены и задумчивы. Пока журналист рассказывал о том, каково это — разговаривать со столпами современного ювелирного мира, и припоминал "ювелирные" афоризмы Паоло (вроде "Правил в ювелирном деле нет, есть только воображение"), оба брата, возможно, вспоминали своего отца и думали о своих детях, из которых никто так и не отважился взяться за семейное дело, как никто так и не полюбил то, чему они отдали свою жизнь без остатка.
Семьдесят лет назад все было иначе. Старший сын Джорджо Булгари Паоло мало знал о драгоценных камнях, редко забегал в магазин на виа Кондотти в Риме, где располагался офис отца. Он мечтал стать архитектором, потом увлекся правом и даже поступил в университет, где, по его же признанию, был не самым лучшим учеником, право оказалось для него дико скучным. В 18 лет у него не было возможности выбора, он начал работать с отцом: выезжал на пару недель то в Париж (в середине прошлого века мировой центр по торговле драгоценными камнями), то в Лондон, и учился разбираться в покупке-продаже камней. Никола, забыв про карьеру археолога, с 21 года работал наравне со всеми продавцом в магазине и так набирался опыта. Оба они втянулись в общее семейное дело и смогли достичь потрясающих успехов, оцененных рынком и LVMH четыре года назад в более чем €3 млрд.
Вся история успеха — в 144 страницах, снабженных редкими архивными фотографиями семьи и знаменитостей, любивших украшения Bvlgari. Эта книга так похожа на некое лоскутное одеяло. Вот тут узнаешь про детство Паоло и Николы, тут — про индийских махарадж и их сокровища, еще о том, что знаменитый браслет "тубогас", сделанный из сплющенных трубок, который впоследствии ставили на знаменитые часы Serpenti, создан мастером, который после революции 1917-го долго работал в России, а потом перебрался в Италию и оказался продавцом в магазине на Кондотти. Здесь также можно узнать и о коллекционере Миране Экнаяне, близком друге Джорджо Булгари, у которого тот после многолетних уговоров выкупил огромное количество редчайших желтых, голубых, розовых бриллиантов, и как после этого они пошли на создание знаменитых цветочных брошей марки. Вообще, говоря о коллекционерах, Паоло заметит, что большинство известных ему — мужчины. Они покупают украшения с интересными, редкими и баснословно дорогими камнями, потому что сами их любят. Они собирают их, любуются на них и крайне редко дают надеть своим женщинам (а некоторые и вовсе не дают). И что главные камни сейчас осели в частных коллекциях на Среднем Востоке, но самая впечатляющая коллекция — у женщины из Германии. Среди большого количества разрозненных фактов есть много личного, к примеру, о том, что Паоло определяет хорошие камни на ощупь, а Никола на желание Энди Уорхола обменять несколько своих картин на полюбившиеся тому украшения ответил жестким отказом. И вообще его творчества не понимает. А вот старые американские автомобили любит и коллекционирует.
После недолгого разговора с прессой и Винсент Мейлан, и братья расходятся по сторонам: первый, чтобы получить заслуженные похвалы, другие — чтобы подготовиться к ужину в доме их друзей, где снималась одна из сцен "Римских каникул", палаццо Колонна, в семье которых был папа римский, бесчисленное количество кардиналов и полководцев. До ужина успеваю увязаться за Паоло, неразговорчивым и сухим на первый взгляд, который и не говорит даже — отрезает, будто бережет время, не любит разбазаривать слова по пустякам. Оказавшись в его кабинете, который богато описан в первой части книги, с Ренуаром (за которым, конечно, стоит еще одна история), несколькими современными картинами известных итальянских художников и семейными фотографиями на стенах, успеваю задать несколько простых вопросов — про то, легко ли было продать компанию, и получить очевидное "Нелегко" (но у компании все отлично, и он по-прежнему занимается любимым делом — закупает редчайшие камни и сочиняет блистательные украшения). Еще получить вопросы в свою сторону: про родную страну, про ее правительство, про жизнь людей, про мою жизнь. Паоло слушал и потом разговорился сам. Не стало больше коротких фраз, а его каменный и неприступный вид сменило участливое лицо радушного хозяина итальянского семейного палаццо...
Закончили на том, что самое важное в любом деле — это возможность видеть. И — слышать. Жизнь определенно становится полнее от таких вот маленьких историй и разговоров, цена которых неизмерима. И поэтому книгу с неоценимой стоимостью и ярчайшим миром внутри нельзя пропустить. Дальше таких уже не будет.