Незабытое старое
Анна Минакова о коллекции Les Intemporels de Chanel
Ювелирные коллекции Chanel, за редким исключением, получают пусть и поэтические, но весьма компактно объясняющие их суть названия: Les Perles de Chanel — все о жемчуге, Sous le Signe du Lion — разнообразные интерпретации темы льва, Jardin du Camelias — всевозможные драгоценные камелии. Новая коллекция, впервые представленная публике во время зимней недели haute couture в Париже, названа Les Intemporels de Chanel. И с одной стороны, это высокопарное "неподвластные времени, вечные", с другой — емкое определение сути сотворенного: новая коллекция есть не что иное, как реинкарнация культовых ювелирных украшений Chanel. Тех, что и правда сумели стать классикой. Разумеется, новые украшения не являются копиями — они повторяют тот или иной мотив и обыгрывают его по-новому. Конечно, это коллекция с явным коммерческим потенциалом (все темы и мотивы уже успели стать классикой), но не следует видеть в ней лишь маркетинг. То, что может показаться повтором,— на деле новая для Chanel ступень развития ювелирного направления. Ведь ранее все темы, вокруг которых выстраивались коллекции, были навеяны образами, завещанными самой легендарной Мадемуазель, черпая вдохновение, дизайнеры обращались к тщательно задокументированному прошлому большого дома. Кутюр, жемчуг, камелии, кометы, сочетания черного с белым, византийские мотивы, лев — все это неизменно приводит к рассказу одной из историй о Мадемуазель. В Les Intemporels de Chanel дизайнеры решили, что уже сами современные творения — пусть и являющиеся оммажами Коко — достаточная классика и если хотите легенда, чтобы реинкарнировать их в рамках отдельной коллекции. Это словно отчет о проделанной за годы существования современного ювелирного направления Chanel работы, собрание лучшего из лучшего.
В Les Intemporels de Chanel собраны все знаковые мотивы разных коллекций, и больше всего среди них в количественном отношении изделий с мотивом ruban (бант). Это асимметричные кольца и серьги-подвески, разомкнутые, обвивающие запястье на манер змейки браслеты и короткие колье. В части Ruban представлена и брошь в виде банта, которую можно носить как заколку для волос,— такое для Chanel Joaillerie в новинку, хотя украшения для волос — диадемы и обручи — марка создавала и раньше.
Примыкает к изделиям Ruban часть коллекции, названная Couture,— тут банты предстают уже не в монохроме бесцветных бриллиантов и белого золота (как большая часть Ruban), а в контрастном черно-белом сочетании золота, бриллиантов, жемчуга и черной шпинели. Стоит заметить, что ахроматические цвета (за редкими всполохами синего и розового сапфиров, ставшими центром двух колец) в коллекции преобладают — в Chanel справедливо решили, что классика должна быть черно-белой, чтобы уж точно на все времена.
В белом по белому или черно-белом предстают и камелии (линия Camelia), и изделия на тему комет и космоса (браслет Etoile Filante, серьги и колье Spirale). В той же гамме выполнены и новые изделия Sous le Signe du Lion. Самые интересные среди них — кольца со скульптурным изображением льва, вырезанного в камне. Ранее такого льва, тянущегося лапой к драгоценной звезде, можно было видеть вырезанным из рутилового кварца, горного хрусталя (обе версии были представлены в коллекции "1932") или ляпис-лазури (коллекция Sous le Signe du Lion), теперь же лев вырезан в белом опале или черном ониксе. И это хищнику очень к лицу: изображение стало более графичным, сложная текстура кварца-волосатика и лазурита, как и прозрачность горного хрусталя, не мешают восприятию изображения, линии словно очерчены четче. В части Sous le Signe du Lion представлено и самое дорогое изделие Les Intemporels de Chanel — колье с отстегивающимся медальоном, который можно носить как брошь, стоимостью €330 тыс.
Дополнены линии украшений ювелирными часами. И хотя часы — разомкнутый браслет с мотивом банта или тонкий браслет с миниатюрными часами в окружении бриллиантовых звезд и жемчуга — все всякого сомнения прекрасны, они в Les Intemporels de Chanel лишь поддерживают тему, сама же история не о времени — она, как мы знаем из названия, о том, что ему неподвластно.