Самаре пишут нового главу
В городе продолжается реформа МСУ
Депутатам гордумы представили новые возможные изменения в системе формирования органов МСУ в Самаре. Они предусматривают избрание главы города из числа кандидатов, отобранных по конкурсу, а также предполагают совмещение должности главы Самары и главы администрации. Кроме того, в законопроекте прописаны количество районов, которые получат статусы муниципального образования, численность районных депутатов и депутатов гордумы, а также сроки формирования новых органов МСУ. По словам депутатов, документ будет дорабатываться.
В четверг глава Самары — спикер гордумы Александр Фетисов представил своим коллегам проект регионального закона «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара» (копия имеется в распоряжении „Ъ“). Документ был разработан по поручению главы региона Николая Меркушкина.
Напомним, реформа МСУ стартовала в Самарской области летом прошлого года. В июне решением самарской губдумы были отменены прямые выборы глав муниципальных районов и поселений. Всенародные выборы мэра Самары отменили 25 сентября. Порядок избрания главы Самары был выделен в отдельный законопроект в связи с уходом Дмитрия Азарова с поста мэра города в Совет федерации. В середине ноября были отменены прямые выборы во всех городах Самарской области. Главой Самары был избран председатель городской думы Александр Фетисов, сити-менеджером — экс-министр труда, занятости и миграционной политики Самарской области Олег Фурсов.
В конце января возможные изменения в структуре органов местного самоуправления Самары были представлены на расширенном заседании Общественной палаты региона. Тогда стало известно о том, что выборы в гордуму в этом году пройдут по двухуровневой системе, а муниципалитет будет разделен на несколько районов, наделенных собственным статусом муниципального образования.
Согласно законопроекту «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара», количество районов в городе останется неизменным — девять. В каждом из них будет сформирован собственный совет депутатов численностью 24–40 человек. Самым многочисленным должен стать совет депутатов Промышленного района (40 представителей), самым малочисленным — совет депутатов Ленинского района (24 представителя). Всего в Самаре будет 284 районных депутата. Каким образом будут формироваться районные советы, в проекте не прописано. Ранее сообщалось, что половина депутатов будет баллотироваться по одномандатным округам, половина — по партийным спискам. Выборы в районные думы планируется провести в сентябре 2015 года.
Городская дума будет переименована в совет депутатов Самары, ее численность будет увеличена с 35 человек до 39. Орган законодательной власти будет сформирован за счет делегирования из числа членов районных советов депутатов. Больше всего в городском совете депутатов будет представителей от Промышленного района — девять; от Кировского района — восемь; от Советского района — пять; от Октябрьского района — четыре; от Красноглинского, Куйбышевского и Железнодорожного — по три; от Ленинского и Самарского — по два. Сроки полномочий райсоветов и гордумы первого созыва, согласно законопроекту, составляют пять лет.
Законопроект также предполагает новый порядок избрания главы Самары: по конкурсу, из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Кроме того, он совместит должности главы города и сити-менеджера (сейчас главой Самары является председатель гордумы Александр Фетисов. — „Ъ“). Глав районов планируется выбирать из числа районных депутатов. Кроме того, он будет исполнять полномочия председателя райсовета.
Как пояснил Александр Фетисов, совет депутатов города будет сформирован в течение 30 дней со дня избрания районных депутатов. Главу Самары необходимо будет избрать до 15 ноября 2015 года, к этому же сроку должна быть сформирована администрация города. Местные администрации планируется сформировать до 1 января 2016 года.
Депутат гордумы Самары Александр Гусев пояснил „Ъ“, что 13 марта проект закона будет обсуждаться на общественных слушаниях, затем — на профильном комитете. «Я думаю, что инициатив по внесению изменений в документ будет много», — рассказал господин Гусев, добавив, что сроки на обсуждение документа у депутатов довольно жесткие — до конца марта. После этого законопроект будет внесен в Самарскую губернскую думу.
Депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев прокомментировал законопроект так: «Снявши голову, по волосам не плачут, поэтому я отношусь ко всем этим детализациям реформы МСУ в Самарской области по сценарию Николая Ивановича Меркушкина как к вещам, которые уже принципиального значения не имеют. По местному самоуправлению нанесен очень серьезный удар, и, если оно и может где-то выжить, то только на низовом уровне. И мы должны приложить усилия, чтобы оно хотя бы там существовало». Успех реформы в Самаре, по мнению Михаила Матвеева, будет зависеть от того, какие люди придут в советы — «безголосые винтики» или те, кто «действительно пользуется авторитетом на конкретных территориях». По мнению господина Матвеева, еще одним принципиальным моментом является то, каким образом будут избираться районные депутаты. «Меня интересует, будут ли партийные списки и каков будет их процент. Чем больше процент партийности, тем более нелогичными кажутся обещания, что все это делается ради снижения политизации», — уточняет депутат.
Политолог Лев Павлючков считает реализацию реформы МСУ в Самаре «попыткой исправить ошибки челябинского опыта, где она прошла впервые и вызвала массу нареканий как абсолютно бесполезный, хаотичный и неуправляемый процесс». «Но в условиях Меркушкина любой проект будет приносить пользу, потому что будет носить авторский успешный оттенок. Я не сомневаюсь в том, что городской совет в новой его ипостаси, во‑первых, будет дешевле, во‑вторых, он будет „живым“, в‑третьих, он будет предельно лояльным и продлит президентскую вертикаль до уровня каждого ТСЖ и ЖЭУ. И вместе с тем в обратную сторону — в адрес уже не избранных глав городов, губернатора — полетят жалобы на содержание дорог, дворов, слишком холодные зимы, слишком теплые зимы. Но воли, опыта и просто управленческого гения Меркушкина хватит на то, чтобы решить и эту проблему. Что же касается следующего губернатора, то я не знаю, что будет делать, будет вешаться», — рассуждает господин Павлючков.