Пролетая мимо Крыма
Госсубсидии на полеты в Симферополь оказались убыточными
Госпрограмма субсидирования авиаперевозок из российских регионов в Крым в 2014 году фактически провалилась. Авиакомпании выбрали лишь 123 млн руб. из общего объема субсидий в 680 млн руб., а льготные билеты достались лишь 34 тыс. человек при плане в 200 тыс. пассажиров. Причиной стал небольшой размер субсидий: стоимость льготных билетов была слишком низкой, и авиакомпаниям приходилось компенсировать убытки, поднимая цены на билеты без льгот. В этом году Минфин урежет размер программы субсидий, а эксперты считают, что на фоне падения перевозок перевозчики и так могут начать ценовые войны на крымских маршрутах.
В 2014 году льготными авиабилетами в Крым и обратно, на которые выделялась госсубсидия, воспользовались только 34 тыс. пассажиров вместо запланированных 200-220 тыс., говорится в докладе Росавиации. На субсидирование полетов в Симферополь из материковой России (кроме Москвы и Петербурга) выделялось около 680 млн руб. Но в программе приняли участие только восемь авиакомпаний, которые выбрали 123 млн руб. Оставшиеся 544 млн руб. переданы в Резервный фонд.
В качестве основной причины невыполнения плана Росавиация называет малое количество заявок авиаперевозчиков из-за низких тарифов, предусмотренных программой. По мнению ведомства, предлагаемые субсидии не позволяют компаниям окупать рейсы даже при высокой загрузке. Размер субсидий для авиакомпаний составлял 50% цены билета — 2,2-6,8 тыс. руб. в одну сторону со всеми сборами и налогами. В Крым сейчас летают "Аэрофлот", его дочерние "Россия" и "Оренбургские авиалинии", Red Wings, "Уральские авиалинии", "Сибирь" (S7), "Якутия", "Трансаэро", "ВИМ-Авиа". С момента присоединения полуострова к России в 2014 году авиакомпании выполнили в Симферополь более 20 тыс. рейсов, перевезя около 2,7 млн пассажиров.
Тарифы не раз критиковали и сами перевозчики, а Росавиация признала претензии обоснованными и предлагала увеличить платежи в пределах общего объема выделенных средств. Исполнительный директор Red Wings (участвует в программе субсидирования полетов в Крым) Сергей Савостин согласен с тем, что предложенный размер льготных тарифов "экономически недостаточный". Перевозчику приходится искать возможности покрывать издержки — например, увеличивать тарифы на нельготируемые места. Господин Савостин пояснил "Ъ", что сейчас на каждом рейсе в Крым продается по 60 льготных билетов, обеспечивающих минимальную заполняемость самолета.
Собеседник "Ъ" в одной из авиакомпаний, принимающих участие в программе субсидирования, рассказал "Ъ", что если рейс не загружен полностью, то цена билета без льготы может подорожать примерно на 20% (при покупке за несколько дней до вылета цена может вырасти на 70%).
О том, что перевозчики работают на маршрутах в Крым "на грани рентабельности", заявлял в 2014 году и "Аэрофлот". Компания ввела "единый социальный тариф" на рейсе из Москвы в Симферополь с апреля 2014 года (4 тыс. руб. за билет в экономклассе в одну сторону и 7,5 тыс. руб. туда-обратно со всеми налогами и сборами). Но из-за ухудшения ситуации в отрасли "Аэрофлот" повысил тариф до 5,5 тыс. руб. (9 тыс. руб. за билет в оба конца), рассказали "Ъ" в компании.
В предстоящем летнем сезоне государство планирует продолжить субсидировать полеты в Крым, но уже в меньшем объеме: согласно новым поправкам к бюджету, Минфин предлагает сократить субсидии почти на 70 млн руб., до 612 млн руб. Льготные рейсы будут организованы из девяти городов. Вчера в Минтрансе и Минфине на запросы "Ъ" не ответили.
Глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что сейчас вопрос субсидирования полетов в Крым стоит уже не так остро: "При ослаблении курса рубля и перераспределении провозных емкостей с международных на внутренние линии авиакомпании постараются максимально покрыть растущий спрос на полеты в Крым, в том числе за счет широкофюзеляжных самолетов и прямых рейсов из регионов". Эксперт не исключил, что избыток предложения может спровоцировать и ценовые войны на этих маршрутах.