"ЭР-Телеком" умножается
Оператор планирует удвоить бизнес
В ближайшие пять лет один из крупнейших операторов платного ТВ и широкополосного доступа в интернет "ЭР-Телеком Холдинг" (ТМ "Дом.ru") намерен расти на 15-18% в год и удвоить бизнес. От планов IPO компания не отказывается — оно возможно в перспективе двух-трех лет, как только улучшится политическая и экономическая ситуация. Оператор намерен привлечь не менее $500 млн без потери контроля.
О деталях новой стратегии "ЭР-Телекома" "Ъ" рассказал его совладелец и президент Андрей Кузяев. Эту должность он занял в конце прошлой недели, когда было объявлено об изменениях в структуре управления компании. Господин Кузяев (советник президента ЛУКОЙЛа и председатель совета директоров Фонда развития Дальнего Востока) является владельцем Пермской финансово-производственной группы, которой принадлежит 75,5% "ЭР-Телеком Холдинга" (еще 14,5% компании у менеджмента, 10% — у фонда прямых инвестиций Baring Vostok). После реорганизации председателем совета директоров "ЭР-Телеком Холдинга" станет старший партнер BVCP, инвестиционного советника фондов Baring Vostok, Елена Ивашенцева (с декабря эту должность занимал господин Кузяев).
"Предыдущая стратегия действовала в 2010-2015 годах. Наша доля по выручке на рынке платного ТВ выросла до 13-14%, ШПД — до 12-13%. Необходимо двигаться дальше. Стратегия на следующие пять лет разрабатывается, но ее ключевая цель уже известна: хотим удвоить бизнес",— рассказал "Ъ" господин Кузяев. Компания рассчитывает расти ежегодно на 15-18%, причем, в отличие от предыдущей стратегии, не только органически, но и за счет приобретений. "Еще одна цель — 45-50-процентное проникновение услуг на каждом локальном рынке, где присутствует компания. Сейчас такой показатель достигнут в пяти-шести городах",— уточнил президент "ЭР-Телеком Холдинга".
"ЭР-Телеком" создан в 2001 году в Перми, сейчас компания оказывает услуги в 56 городах страны. По итогам 2014 года, по данным "ТМТ-Консалтинга", "ЭР-Телеком" по числу абонентов был вторым на рынке ШПД, обслуживая 2,713 млн клиентов (доля рынка — 9%), и четвертым на рынке платного ТВ (2,585 млн клиентов, 7% рынка).
Несколько лет назад "ЭР-Телеком" вел переговоры о покупке ГК "Акадо", однако сделка, дающая оператору доступ на московский рынок, так и не состоялась. Как поясняли тогда собеседники "Ъ", целью Андрея Кузяева было построить крупнейшего интернет-провайдера в РФ, чтобы вывести его на IPO. Вчера господин Кузяев уточнил, что в первую очередь оператор намерен искать возможности для M&A на тех рынках, где уже присутствует, выход в Москву будет рассматриваться во вторую очередь. Средства на развитие у компании есть, утверждает он. По словам господина Кузяева, речь идет как о кредитах, так и о собственных источниках финансирования — по итогам 2014 года EBITDA компании составила 8,5 млрд руб. В 2015 году "ЭР-Телеком" планирует выплатить первые дивиденды — около 3 млрд руб. "Моя новая роль в компании не столько в операционном управлении, сколько в стратегическом. Андрей Семериков, гендиректор, полностью сохранит свои функции. В мою компетенцию будут входить вопросы разработки стратегии и контроля ее исполнения, M&A. В том числе утверждение сделок на сумму до 400 млн руб.",— отметил он.
Также в обязанности президента будет входить подготовка компании к IPO. "ЭР-Телеком Холдинг" рассматривает его проведение "на крыле двух-трех лет". "Сейчас экономическая и политическая ситуация не слишком подходящая. Для размещения рассматриваем российские и зарубежные площадки. Хотим привлечь не меньше $500 млн без потери контроля. Но для этого придется работать над развитием компании, так как сейчас она оценивается в $1,2-1,3 млрд",— говорит Андрей Кузяев.
"За год рынок платного ТВ вырос на 6%, а ШПД — на 5%,— отмечает гендиректор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков.— Крупные города уже поделены между операторами, в новые они не идут, из-за чего темпы роста снижаются". Господин Кусков сомневается, что "ЭР-Телеком Холдинг" сможет расти такими темпами только за счет регионов присутствия, но считает планы выполнимыми при выходе в новые города с низким проникновением ШПД и платного ТВ.