Девять на тринадцать
Совет директоров "Роснефти" меняется все сильнее
Совет директоров "Роснефти" ждут самые серьезные за последние годы изменения. По данным "Ъ", заинтересованные стороны по-прежнему не могут согласовать позиции по его составу. В итоге в отличие от прошлых лет акционеры выдвинули 13 кандидатов — на четыре больше, чем необходимо. Как и предполагал "Ъ", совет покинут академики Николай Лаверов и Александр Некипелов, который последние четыре года был его председателем. При этом, говорят источники "Ъ", были серьезно пересмотрены предложения помощника президента Андрея Белоусова, не устраивавшие главу госкомпании Игоря Сечина.
В пятницу совет директоров "Роснефти" рассмотрел и утвердил список кандидатов в совет директоров, который должны избрать на годовом собрании акционеров в июне. На девять мест в совете претендуют 13 человек (в прошлом году акционеры выдвинули ровно девять кандидатов). При этом уже понятно, что совет директоров "Роснефти" серьезно изменится: его покинут не только академики РАН Александр Некипелов (председатель совета) и Николай Лаверов (см. "Ъ" от 26 февраля), но и полярник Артур Чилингаров. Он вошел в совет только в 2014 году в авральном порядке, так как ВР, которая с 19,75% акций имеет возможность провести двух директоров, не смогла вовремя согласовать второго представителя. Основной акционер "Роснефти" — государственный холдинг "Роснефтегаз", который владеет 69,5% акций в госкомпании.
Среди кандидатов в совет много новичков. В список попал президент ОАО "Группа "Альянс"" Муса Бажаев (в 2014 году продал свой нефтяной бизнес — Alliance oil — экс-президенту "Роснефти" Эдуарду Худайнатову). Также включены глава совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин, глава Росимущества Ольга Дергунова, зампред правления ВЭБа Михаил Полубояринов, спецпредставитель президента РФ по электроэнергетике, экс-министр энергетики Сергей Шматко, помощник президента Андрей Белоусов, глава Минэнерго Александр Новак. Интересы ВР напрямую представляют два топ-менеджера — глава компании Боб Дадли и Гильермо Кинтеро, руководящий бизнесом BP в Южной Америке. Места в совете могут сохранить управляющий директор Nord Stream AG Маттиас Варниг, глава Газпромбанка Андрей Акимов, бывший топ-менеджер ExxonMobil Дональд Хамфриз, глава "Роснефти" Игорь Сечин.
Список кандидатов "Роснефть" опубликовала едва ли не последней из госкомпаний. Еще в конце 2014 года было решено, что в советы директоров теперь без ограничений могут входить чиновники (от этой практики отказались в 2011 году). Как говорят источники "Ъ", знакомые с ходом обсуждения кандидатов, влияние на совет "Роснефти" пытался оказать Андрей Белоусов, но это не поддерживал Игорь Сечин. Чиновник предлагал ввести в совет Артема Аветисяна из Агентства стратегических инициатив и замминистра энергетики Алексея Текслера. "Это было воспринято "Роснефтью" отрицательно, очевидно, что опыта для совета директоров такой компании у них нет",— уверяет один из собеседников "Ъ". В какой-то момент рассматривалась и кандидатура главы российского Юникредит-банка Михаила Алексеева как компромиссной фигуры (на него, по данным "Ъ", были согласны и в "Роснефти").
"Роснефть" не сообщила, кто из акционеров вносил каких кандидатов. По словам одного из источников "Ъ", ВР предложила сразу шесть человек из списка, но в чьих именно интересах, он не знает. В окончательный состав совета, считает собеседник "Ъ", не попадут Ольга Дергунова, Муса Бажаев, Сергей Шматко и Олег Вьюгин. "То есть останутся и люди, которые уже были в совете и с которыми "Роснефти" комфортно, и новички, которые нужны по политическим причинам",— отмечает один из собеседников "Ъ". Также, по его словам, пока "совсем не ясно, кто бы мог в такой конфигурации стать председателем совета". На прошлой неделе список обсуждался с Владимиром Путиным, говорит один из источников "Ъ", но четкой определенности так и не возникло.
Глава совета директоров TopContact Артур Шамилов отмечает, что по составу совета директоров "Роснефти" явно ведется активная дискуссия между компанией, правительством и администрацией президента. "Скорее всего, обсуждения идут до сих пор, именно поэтому был подготовлен объемный список, чтобы было время выбрать, соблюдая необходимые процедуры",— отмечает он. Понятно, что совет директоров "Роснефти" очень важен, а теперь, как и в других госкомпаниях, он формируется по новому принципу — с чиновниками, замечает эксперт, а это в том числе и политический вопрос, где есть разные интересанты, что и затягивает процесс.