Кому поможет итальянская забастовка врачей

Итальянская забастовка московских врачей состоялась. Столичные власти это опровергли, как, впрочем, традиционно опровергают появляющуюся информацию о грядущих сокращениях медработников и закрытии больниц.

Фото: Александр Колбасов / ТАСС

АННА ГОЛЬДБЕРГ

По мнению министра здравоохранения Вероники Скворцовой, никакой итальянской забастовки врачей на прошлой неделе в Москве не было. "К счастью, она не развернулась, вовремя включилось руководство Москвы",— высказалась министр. "Она провалилась, это была политическая провокация",— подтвердил глава департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун. Однако организатор забастовки профсоюз "Действие" утверждает, что двадцать врачей из шести поликлиник забастовку все-таки провели. Напомним, итальянская забастовка предполагает не отказ от работы, а, наоборот, работу, причем строго по регламенту. Тем не менее участники забастовки рассказали "Деньгам", что в течение нескольких недель подготовки к акции выслушали обвинения по широкому спектру, от нарушения клятвы Гиппократа до подрыва государственных устоев. "Но оно того стоило,— эмоционально заявил один из врачей.— За один только день забастовки я вспомнил, что значит быть врачом". Забастовщики рассказали, что им понравилось уделять пациентам не по пять, а в среднем по 10-15 минут, вести прием не в одиночку, а с медсестрами, заканчивать прием вовремя и получать, а не покупать расходные материалы. То есть работать в режиме, о котором последние годы мечтают десятки тысяч врачей по всей стране.

Несмотря на то что власти опровергают информацию о московской забастовке и двадцати врачам официально разрешили эксперимент, опасаясь, что запрет вызовет больше шума, чем разрешение, забастовщики рассчитывают на результат. Основания для надежд у них есть: два года назад имел место довольно успешный опыт в Удмуртии. В столице республики Ижевске бастовали всего 11 врачей, но сразу после окончания забастовки из бюджета на повышение зарплат медработникам было направлено 1,5 млрд рублей, и к концу года зарплаты удмуртских врачей выросли на 10-15%.

Однако рассчитывать на повторение сценария в Москве трудно. Ижевские врачи хотели денег — поводом к итальянской забастовке стала в основном невыплата премиальных, удерживаемых главврачами. Так что и региональным властям, и Минздраву было кого привлечь к ответственности за беспорядки. Требования же московских врачей куда возмутительнее: они хотят адекватной нагрузки и возможности качественно выполнять работу. И это входит в прямое противоречие с поставленными задачами. Цель программы по оптимизации затрат на здравоохранение, оглашенная заместителем мэра Леонидом Печатниковым еще в 2013 году,— сделать так, чтобы 70% всех больных приходилось на поликлиники и только 30% на больницы.

В заявленной экономии железная логика: суточное лечение пациентов в стационаре обходится бюджету в шесть-семь раз дороже, чем один прием в поликлинике. Поэтому начали с больниц: с 2013 года ограничены показания к госпитализации, естественным образом зафиксированы пустующие койки, одобрено и принято к исполнению решение закрыть почти половину городских больниц (28 из 65). Только в прошлом году в результате закрытия первых из них рабочих мест лишились больше 9 тыс. врачей и медработников. Предполагалось, что все они переквалифицируются во врачей общей практики (городской бюджет даже выделил 1,5 млрд рублей на переобучение), однако желающих почти не было. Да и московские поликлиники штат не расширяют — не на что. После больниц власти взялись за оптимизацию поликлиник, активно используя термины "укрупнение" и "реформирование".

Важно отметить, что оптимизации предшествовала модернизация. На нее (включая техническое переоснащение, но это даже меньше половины суммы) было потрачено 105 млрд рублей. Не диво, что после таких трат приходит время затянуть пояса. На врачей денег не осталось. Врачи, которые провели на прошлой неделе итальянскую забастовку, требовали также остановить сокращения — в ряде СМИ появилась информация, что в следующие три года собираются уволить еще 14 тыс. врачей. В Минздраве это опровергают. Забастовщики в опровержения не верят, ведь то, что они проводили итальянскую забастовку, в Минздраве тоже опровергают — а они проводили. "Это была просто сказка,— вспоминает участник забастовки.— Впервые за несколько лет я был уверен, что не пропустил ни одной болезни, не упустил ни одного пациента. Впервые засыпал с чистой совестью".

Вся лента