Брифинг
Марина Егорова, завкафедрой психогенетики психологического факультета МГУ
На самом деле генетика определяет не политические взгляды, а темперамент человека. От генов действительно зависит склонность к поиску новизны и даже риску, стремление к стабильности, к награде, избеганию наказания и т.д. Все это определяет склад личности человека, он может быть по натуре более осторожным, приверженцем традиций или, наоборот, стремиться к изменениям, даже к экстриму. Исходя из этого могут формироваться жизненные позиции, в том числе и политические убеждения.
Александр Марков, палеобиолог
— Патриотизм генетически обусловлен?
— Генетическая предрасположенность, по-видимому, есть у таких вещей, как парохиальность, то есть склонность к тому, чтобы любить своих и ненавидеть чужих. Но вот кого человек будет считать своими — только ребят со своего двора, или свою футбольную команду, или граждан своей страны, или граждан только части страны,— это уже зависит от воспитания. Это не прописано в генах. В отличие от склонности делить людей на своих и чужих и бить морду чужим, защищая своих.
Джон Хиббинг, профессор Университета Небраски-Линкольна (США)
Людям кажется, что их политические пристрастия рациональны, что это естественный ответ на окружающий их мир, и когда мы намекаем, что это может быть предрасположенность, ими в полной степени не осознаваемая, людям не хочется верить... Не то чтобы я считал, будто людям следует заткнуться и признать, что все мы разные. Но я думаю, нужно принять тот факт, что многие люди никогда не изменят свои взгляды или что переубедить их в чем-то будет крайней сложно.