Отсель грозить нам будут шведы

Как компания Oriflame обиделась на Россию

Посол Швеции пригрозила уходом из России 400 шведских компаний. К этому ее подтолкнули проблемы, возникшие у компании Oriflame: к производителю натуральной косметики возникли претензии, связанные с неуплатой налогов.

НИНА ВАЖДАЕВА, ОЛЕГ ХОХЛОВ

Со всей шведской прямотой

Посол Швеции Вероника Бард Брингеус в начале марта сделала резкое заявление, что российские власти создают серьезные проблемы шведским компаниям, работающим в России, и, если так будет продолжаться, "компании могут и передумать". В шведском посольстве "Деньгам" разъяснили, что заявление было сделано на закрытой встрече с представителями Совфеда, и информация не должна была просочиться в прессу, но опровержения все-таки не последовало. В России работает 400 шведских компаний, и уход их с рынка действительно мог бы стать ударом для экономики.

Проблемы с властями действительно есть у многих из них, однако уходить, кажется, никто не собирается.

Много бед пережила в России шведская ИКЕА: компании не давали строиться на уже арендованных землях, отбирали оплаченные энергетические мощности, ее сотрудники были замешаны в коррупционных скандалах. Тем не менее в компании нам заявили, что уходить и не думают: общий объем инвестиций компании в России составляет около 100 млрд руб., а продажи в истекшем году выросли на 14% по сравнению с предыдущим. "Россия является для нас одним из приоритетных рынков, и мы планируем и в дальнейшем развивать здесь все направления нашего бизнеса. В планах нашего развития как уже освоенные рынки, так и регионы, где мы ранее не были представлены",— рассказали "Деньгам" в ИКЕА. В следующие пять лет компания откроет магазины в Мытищах, Воронеже, запустит новую мебельную фабрику в Великом Новгороде, а дистрибуторский центр в Есипово станет одним из крупнейших на территории Европы и самым большим в нашей стране.

Серьезные планы по развитию и у Ericsson. "Наша компания присутствует на российском рынке уже 133 года,— рассказывает менеджер по связям со СМИ в Северной Европе и Центральной Азии Ericsson Натэла Ханелия.— За это время не было ни одного сегмента отрасли связи, в котором компания не выступила бы в качестве ключевого поставщика или технологического партнера. Так же активно мы планируем работать в России и в дальнейшем". Выручка Ericsson в России составила около 6,7 млрд шведских крон в 2014 году против 5,6 млрд годом ранее.

Расширяется и шведская компания Yell.ru — интерактивная версия справочника "Желтые страницы". "Два года назад у нас было десять сотрудников, теперь — 70, не считая подрядчиков, консультантов и других партнеров",— рассказывает сооснователь и президент Yell.ru Матиас Эклеф. По его словам, во время экономического спада потребители делают меньше спонтанных покупок, а значит, чаще читают отзывы о поставщиках товаров и услуг.

Единственная шведская компания, ушедшая из России за последние годы,— Tele2. Ее российское подразделение было продано банку ВТБ за $2,4 млрд. В значительной степени решение было связано с тем, что единственный иностранный действующий в России с 2001 года оператор так и не смог получить лицензию на строительство сетей LTE, а до того, в 2007 году, Tele2 проиграла "большой тройке" лицензии на 3G.

Оставь налог всякий входящий

На самом деле в шведском посольстве и не скрывают, что резкие слова посла связаны с ситуацией вокруг компании Oriflame. После нескольких лет расследования и многочисленных внеплановых налоговых проверок российскую "дочку" Oriflame — "Орифлэйм Косметикс" — признали виновной в неуплате налогов в крупном размере. Не то чтобы это была первая судебная тяжба Oriflame за 23 года работы в России. Только за последние три года, например, компания больше 30 раз судилась с таможенными службами. В большинстве случаев безуспешно, пытаясь оспорить постановления таможенных органов о привлечении компании к административной ответственности. Но тогда речь шла о не очень больших штрафах.

Теперь же налоговики требуют выплатить 382 млн руб. налога на прибыль за 2009--2010 годы, а также пени в размере 155,3 млн руб. После серии проверок, которые прошли в 2013--2014 годах, налоговики пришли к выводу, что под видом лицензионных платежей, или роялти, в адрес голландской компании холдинга "Орифлэйм Косметикс" снижает базу по налогу на прибыль. В 2009--2010 годах эти выплаты составили около 2 млрд руб. Проверяющих смутил не объем отчислений, а сам факт.

"Нам отказано в праве включать в расходы лицензионные платежи за использование разработок по ведению бизнеса. Просто на основании того, что, по мнению УФНС по Москве, "Орифлэйм Косметикс" является не отдельным юридическим лицом, а представительством иностранной компании",— жалуются в компании. Правда, их жалобы мало что меняют: суды разных инстанций один за другим поддерживают позицию УФНС. Последняя неудача постигла шведов в конце февраля в Девятом арбитражном апелляционном суде, который признал законность требований налоговых органов. В компании собираются подавать кассационную жалобу.

Тем не менее в Oriflame не скрывают, что угроза уйти, оглашенная шведским послом, не более чем фигура речи. Российский рынок — основной в объемах продаж компании, несмотря на присутствие в 64 странах. В общем объеме выручки компании (по итогам 2014 года — €1,27 млрд) российские продажи занимают почти пятую часть: по имеющимся данным, выручка Oriflame в России в 2014 году составила около 18 млрд руб. Кроме того, из 3,5 млн консультантов Oriflame 1,6 млн — граждане стран СНГ.

Хочешь похорошеть — спроси меня как

Oriflame пришла на российский рынок в 1992 году, однако вплоть до начала 2000-х финансовые показатели ее работы в нашей стране не впечатляли. Россияне, напуганные "Гербалайфом", не любили прямых продаж, а продукция Oriflame была дорогой: тогда она позиционировалась как элитная. Однако с начала 2000-х все изменилось. Парфюмерно-косметический рынок увеличивался на 10-15% в год, дурная память о "Гербалайфе" выветрилась, и компании, работающие по принципу прямых продаж,— Avon и Oriflame — бурно росли. В регионах десятками открывались сервисные центры Oriflame, в них сотнями записывались женщины, решившие попробовать себя в роли консультантов. На волне огромного спроса в 2004 году компания начала в Красногорске строительство первого торгово-производственного комплекса и уже через два года запустила его. Далее за пять лет, как уже было сказано, компания увеличила выручку в России вдвое, до 20 млрд руб., и в последующие годы оставалась в этих параметрах.

"В прошлый кризис значительно, почти на 15%, выросло число распространителей, а следом почти на столько же у компании выросли продажи,— рассказывают в Ассоциации прямых продаж.— Тем не менее рассчитывать на повторение сценария в этом году не приходится. Общий объем прямых продаж на российском рынке сократился за прошлый год почти на 2 млрд руб., то есть на несколько процентов. И падение может продолжиться. Хотя число распространителей при этом, как и в прошлый кризис, растет. Что логично: женщины, потеряв работу, активно идут в сектор рынка".

Росту армии консультантов Oriflame способствует прежде всего политика компании, направленная на их привлечение. Брать готовы кого угодно, в том числе подростков с 14 лет, да и тех, кто помладше. "Если вы учитесь в школе, но вам еще не исполнилось 14 лет, можете попросить маму, папу, дедушку и бабушку оформить номер консультанта,— можно прочитать на одном из сайтов Oriflame в России.— В этом случае вам открываются такие же возможности, как и опытному профессионалу. Легко принести в школу красочный каталог Oriflame, дать полистать одноклассникам. Друзья по парте с радостью покажут его родителям. Так вы найдете первых клиентов. Можно показать и учительницам: они тоже люди и с охотой пользуются косметикой, к тому же из них получаются отличные лидеры и директора Oriflame". Самые активные консультанты Oriflame готовы бороться за рабочие места до конца. "Если что, устроим бунт",— реагирует на новость о налоговых проблемах компании сапфировый (звания даются за выслугу лет и объем продаж) директор под никнеймом Марципашка. ""Орифлэйм" организовал столько рабочих мест, мы стараемся сделать их еще больше. И что, они хотят пополнить ряды безработных?" — задается вопросом бриллиантовый директор Джамиля.

Недавно компания перевела производство из Красногорска в Ногинск. На строительство нового завода потрачено более €150 млн, выпускать он будет шампуни, гели для душа, дезодоранты, жидкое мыло, губные помады, блески и бальзамы для губ.

"Надеюсь, что наше взаимовыгодное сотрудничество с Oriflame будет продолжаться и дальше, несмотря на определенные экономические сложности, которые носят временный характер,— заявил на открытии комплекса вице-губернатор Московской области Денис Буцаев, после чего сделал компании изящный намек-внушение: — Отдельно хотелось бы отметить гибкость руководства компании в подходе к ведению бизнеса, а также тот факт, насколько оперативно Oriflame реагирует на изменение конъюнктуры рынка".

"Как неоднократно подчеркивал главный исполнительный директор Oriflame Магнус Брэннстром, несмотря на кризис в России и на выплаченные штрафы для Oriflame страна продолжает оставаться крупнейшим рынком, и осуществленные инвестиции закладывают фундамент для дальнейшего развития и успешного сотрудничества компании Oriflame и ее партнеров",— ответили в "Орифлэйм Косметикс" на наш запрос.

Усиление следует

11 марта депутаты-коммунисты Валерий Рашкин и Сергей Обухов обратились к главе Федеральной налоговой службы Михаилу Мишустину с просьбой "усилить контроль за уплатой налогов транснациональными корпорациями, в частности использующими методы сетевого маркетинга, а также IT-компаниями". До этого вопрос о дополнительном налогообложении иностранных компаний, включая Google и Apple, обсуждали сотрудники администрации президента, представители Роскомнадзора и Госдумы.

Многие усмотрели в этом связь с делом Oriflame и запаниковали, ожидая претензий налоговиков. "Интерфакс" цитировал заявление представителя ФНС, что Oriflame "не последняя иностранная компания, делающая в России многомиллиардные прибыли, но при этом уклоняющаяся от уплаты налогов, к которой у ФНС есть претензии".

Действительно, не так давно похожие претензии налоговики предъявили российскому подразделению Mazda — компании "Мазда Мотор Рус": обнаружилось, что компания закупала у партнеров машины по завышенным ценам. Сумма средств, выведенных за рубеж, оценивалась в 2,6 млрд руб., с которых, по мнению налоговиков, следовало заплатить более 600 млн руб. Девятый арбитражный апелляционный суд снизил сумму до 270 млн руб. Судебные дела, связанные с роялти, были у "Афанасия-Пиво" в 2004 году, в 2010 году был спор налоговиков с "САБМиллер Рус".

"С нового года налоговые органы резко активизировались,— констатирует генеральный директор аудиторской компании "Уверенность" Максим Гладких-Родионов.— Налоговые проверки охватывают все большее число предприятий, растут суммы недоимок, и лицензионные соглашения — одна из самых любимых тем. Помимо всего прочего борьба с лицензионными платежами еще и соответствует тенденции пресечения любых платежей за рубеж, борьбе с выводом капиталов".

С точки зрения генерального директора холдинга "Люди дела" Бориса Федосимова, паника преждевременна. "Споры налоговых органов с различными иностранными и российскими компаниями по поводу размеров роялти начались уже очень давно,— утверждает он.— К текущему моменту сложилась более или менее понятная судебная практика, а также выпущены внутренние письма ФНС РФ, фиксирующие приемлемые размеры лицензионных отчислений".

Борьба с налоговой оптимизацией не новый, но отчетливый мировой тренд. К Apple, например, имели претензии налоговые власти и США, и Европы: в Европе компании сейчас грозит рекордный штраф за использование на протяжении двух десятилетий нелегальных налоговых схем при поддержке властей Ирландии.

Вся лента