Зимняя Scania

Оборудование

Зимние условия эксплуатации считаются самыми суровыми во всем мире. В России зима длится полгода — понятно, что наши перевозчики заинтересованы в машинах, подготовленных именно для таких условий. Компания Scania показала свою зимнюю линейку в Норвегии.

Фото: Максим Сергеев, Коммерсантъ

Текст и фото Максим Сергеев

Норвежцы предпочитают приобретать грузовики с самыми мощными двигателями и в самых богатых комплектациях. Это оправданно: Норвегия — страна с самым большим доходом на душу населения в мире, они могут позволить себе покупать дорогую технику, а гористая местность и снежные зимы подсказывают, что оптимальной конфигурацией грузовика будут три оси и двигатель помощнее.

Разумеется, самое пристальное внимание здесь уделяется именно снегоуборочной технике. Из 17 представленных на тест машин 2 были со снегоотвалами.

И можно было попробовать их в работе.

В обычной жизни Scania R580 6x4 используется в комбинации с прицепом. Полная масса автопоезда может достигать 50 тонн. Передняя ось тягача рассчитана на нагрузку 9 тонн, задняя тележка из двух мостов со ступичными редукторами — на 21 тонну.

Со снегоотвалом машина выглядит исключительно эффектно — особенно когда она идет по трассе, отбрасывая на обочину мощный снежный шлейф.

Компания Scania заслуженно гордится созданием первого в мире двигателя V8, выполняющего требования "Евро-6", и на этой машине он развивает 580 л. с. и 2950 Нм.

Список дополнительного оборудования кроме снегоотвала включает в себя дополнительную светотехнику, пульт управления скребком и камеру, позволяющую контролировать положение скребка.

Пульт управления — некая помесь компьютерной мыши и джойстика. Перевод из транспортного положения в рабочее двумя движениями: одной кнопкой разблокируем привод, а наклоном джойстика опускаем снегоотвал на поверхность. Все, можно выезжать.

Рабочая скорость — 35-40 км/ч, при этом главное — не вывалиться из зеленой зоны тахометра, а все остальное сделает автоматизированная трансмиссия ScaniaOpticruise с режимом работы в условиях бездорожья. Замедляться снегоуборщику Scania R580 помогает ретардер, развивающий до 4100 Нм тормозящего момента. Рабочими тормозами пользуешься только для окончательной остановки.

Интересно то, что этот грузовик не изделие "кустарей-энтузиастов", а комплектная машина. Снегоуборочным оборудованием компании Overaasen ее оснащают по вашему заказу на сборочном предприятии Scania.

Такие машины весьма и весьма актуальны в наших условиях эксплуатации.

А вот сверхдлинные "скандинавские сцепки" длиной 25,25 м — это пока мечта наших перевозчиков.

Таких монстров можно встретить только в Скандинавии: только здесь и пока в качестве эксперимента разрешена эксплуатация 60-тонных автопоездов длиной 25,25 м.

Флагманский R 730 Topline — седельный тягач в типовом исполнении. 16,4-литровый двигатель Scania V8 выдает 730 л. с. мощности и 3500 Нм крутящего момента. 12-ступенчатая автоматизированная трансмиссия с двумя ползучими передачами ScaniaOpticruise.

Передняя ось рассчитана на нагрузку 9 тонн. Сзади тележка из двух мостов с одноступенчатыми редукторами грузоподъемностью 19 тонн. В паре с тягачом работает модульный прицеп Schmitz.

С точки зрения эргономики рабочего пространства Scania уже много лет выступает на лидирующих позициях. До 2011 года у нее и вовсе не было конкурентов, но с обновлением модельного ряда "европейской семерки" ситуация изменилась, но некардинально. Грузовики Scania по-прежнему весьма удобны и комфортны.

Главное впечатление от вождения этого монстра: это просто. Да-да, водить такой длиннющий автопоезд несложно — естественно, надо смотреть в зеркала и очень аккуратно проходить кольцевые развязки, но в остальном ничего особенного от водителя не требуется... Пока не стал маневрировать задним ходом. Скажу сразу: у меня не получилось. Однако инструктор меня успокоил: полгода тренировок — и будешь парковаться как на легковушке.

Естественно, расход топлива довольно высок, но и увеличение количества груза впечатляющее. В скромной по размерам Скандинавии такие машины уже доказали свою привлекательность, что уж говорить о наших просторах.

Следующей машиной стал лесовозный автопоезд.

Лесовозная тематика в нашей стране не теряет актуальности, более того, некоторые компании умудряются и в кризис развиваться и закупать новую технику. Им, безусловно, понравится лесовоз Scania R520. Традиционно для сложных условий эксплуатации двигатель V8 (520 л. с., 2700 Нм).

Спереди параболические рессоры, сзади пневматическая подвеска. Максимальная полная нагрузка на переднюю ось достигает 9 тонн, задняя ведущая тележка рассчитана на 21 тонну. Мощный двигатель без труда приводит в движение автопоезд полной массой не менее 60 тонн, а для торможения используются дисковые тормоза.

Автомобиль был модифицирован по длине, чтобы получить возможность перевозить максимально допустимый шведским законодательством объем леса. Поставку надстройки выполнила компания Alucar из Финляндии, а ее монтаж — компания Hjelms из Швеции. Автомобиль также оснащен краном для погрузки леса производства Epsilon.

Водитель лесовоза должен быть серьезным профессионалом: мало того, что полная масса автопоезда — 60 тонн, так еще и водить его придется по технологическим грунтовым дорогам. И тут надо не только смотреть в оба, но буквально чувствовать немаленькие габариты и учитывать все неровности. Нередки случаи, когда на сложном рельефе тяжелый прицеп заваливал автопоезд или ломал дышло.

У нас такие машины пользуются объяснимой популярностью, и, как показывает практика, лесозаготовители не скупятся на качественную и эффективную технику.

Ну и традиционен для нас интерес к полноприводным машинам. Полноприводный грузовик G 370 6x6, предназначенный для езды по труднопроходимой местности или сложным поверхностям, подарил массу позитива: на нем можно было прокатиться по склону горы и бороздить снежную целину.

Стандартная спальная кабина серии G отличается от топовых более скромным внутренним пространством, однако это может стать и преимуществом: такая кабина быстрее прогревается в мороз. Рядная шестерка объемом 13 л (370 л. с., 1900 Нм) трудится в содружестве с автоматом Allison A67R и позволяет просто выбирать направление. Ну а если засядешь, то выручит механическая лебедка. Этот многофункциональный грузовик в качестве надстройки получил крюковой подъемник шведской компании HIAB. Передняя ось рассчитана на нагрузку 8,5 тонны, задняя тележка из двух мостов в состоянии поднять 26 тонн.

В Скандинавии подобные машины закупают энергетические компании — возможно, и нашим нефтяникам стоит присмотреться?

Интересно, что в Норвегии все машины вне зависимости от типа привода обязательно возят с собой цепи — это требование законодательства: любой грузовик, передвигающийся по Норвегии, должен быть ими оборудован — без них в горах на обледенелых подъемах не обойтись.

До сих пор мы говорили о машинах, к которым наши перевозчики пока присматриваются, а вот полноприводные пожарные Scania уже трудятся в российских аэропортах.

Эти машины мало кто видит живьем: они несут свою службу в аэропортах и должны по первому требованию максимально быстро домчаться до места, где возник пожар.

В Норвегии удалось прокатиться на двухосной версии Scania P 480 4x4 (в наших аэропортах работают трехосные пожарные машины).

Шасси, на котором строят такие машины, используется усиленное, от армейских версий.

Максимальную маневренность обеспечивает рядный двигатель с шестью цилиндрами объемом 13 л и мощностью 480 л. с. в комбинации с коробкой передач Allison и полным приводом. В двухрядной кабине Scania CP 28 хватит места для расчета из пяти (два плюс три) человек.

Надстройка производства Rosenbauer была поставлена компанией EgenesBrannteknikk AS из Норвегии. Цистерна для воды вмещает 2850 л, а бак для пенообразователя — 100 л жидкости. Насос Rosenbauer может работать в режимах нормального и высокого давления с максимальной подачей 3500 л/мин, выбрасывая пенную струю на 50 м!

Ощущения от этого автомобиля: один сплошной адреналин. Разгон до 100 км/ч занимает не более 12-15 с, а максимальная скорость — 125 км/ч! Когда на полной скорости, завывая сиреной и заливая все вокруг светом мигалок, машина проносится мимо — ощущения не для слабонервных. Внутри еще веселее: с управляемостью все хорошо, но надо помнить, что законы физики пока никто не отменял и входить в поворот на машине с высоким центром масс надо с осторожностью.

В заключение хотелось бы порассуждать о перспективах "скандинавских" версий Scania на нашем рынке.

Кризис. Курс валюты непредсказуем. Сколько будут стоить такие машины в России, сказать довольно сложно, но они и до кризиса были весьма недешевы. Наши перевозчики машины в таких дорогих комплектациях стараются не покупать. Однако наметилась определенная тенденция: люди стали считать деньги. И вот тут выяснилось, что зачастую узкоспециализированная техника гораздо эффективнее универсальной.

Второй момент заключается в том, что кризис — время для расширения бизнеса и захвата большего сегмента в своей нише. И серьезные перевозчики уже просчитали, что эффективность специальной техники — существенное преимущество и, как это ни парадоксально звучит, более дорогие машины оказываются экономически выгоднее универсальных. Так что вероятность появления в России подобных версий достаточно велика. А зная любовь наших перевозчиков к технике шведских производителей, можно смело предположить, что грузовики Scania займут одну из лидирующих позиций среди машин в зимней комплектации.

подпись к фото

Компания Scania заслуженно гордится созданием первого в мире двигателя V8, отвечающего требованиям стандарта "Евро-6"

Вся лента